воскресенье, 5 марта 2017 г.

Алан Мур, Брайан Болланд - 1988 - Бэтмен: Убийственная шутка

Алан Мур, Брайан Болланд - Бэтмен: Убийственная шутка
Alan Moore, Brian Bolland - Batman: The Killing Joke
1988
2016, Азбука
Графические романы
72 стр., суперобложка
Формат:  60x84/8 (100x290 мм)
Тираж: 15000 экз.
ISBN: 978-5-389-10977-3


Принято считать, что если уж какое-то произведение разобрали на цитаты, то уровень самого произведения должен быть ну очень высок. Это не всегда так - ну вот Шекспир позаимствовал идеи и сюжет “Отелло” у Джованни Джиральди, но это еще не значит, что произведение Джиральди может хоть чуть качеством сравнится с произведением Шекспира. Вот и с “Убийственной шуткой” так же. (Это ничего, что я в одном абзаце я помянул Уильяма нашего Шекспира и комиксы про Летающую Крысу?)

Тим Бертон говорил, что пользовал идеи комикса в своем фильме. Кристофер Нолан говорил, что этот комикс был одним из трех, на которые он опирался при создании своих фильмов. Хит Лэджер говорил… да пофиг уже, чего он там говорил, он всё равно уже сторчался. DC создал новый образ Барбары, Оракула, по итогам событий этого комикса. Сам тезис, уже изрядно потасканный к нашему времени, что Бэтмен столь же безумен, как и его оппоненты, тоже вышел из этого комикса. И при этом саму “Убийственную шутку” нельзя назвать гениальной книгой. Да даже и просто хорошей книгой ее можно назвать с большой натяжкой.
А любимый довод защитников “Шутки” - это же сам Алан Мур, в легкую опровергается. Алан Мур, помимо великих “Хранителей” или там очень хорошего “Из ада”, писал и откровенную порнографию - в прямом смысле в “Потерянных девочках” и в переносном в “Лиге выдающихся джентльменов” (мало где мне доводилось читать такое говно, как в ЛВД). А тут история простая - сразу после “Хранителей” Мур захотел сделать что-то о Бэтмене и ему дали на это добро - так и появилась “Убийственная шутка”, вышедшая 29 марта 1988 года, в которой Мур изрядно потоптался над обычной супергероикой в мире Бэтмена. (По хорошему, в “Хранителях” Мур сделал тоже самое, просто супергероев звали по другому.)
Сама же история, которая так сильно повлияла на кого-то там, это совсем небольшой по размерам комикс, на сорок с чем-то страниц. Джокер в очередной раз сбегает из Аркхэма, делает инвалидом Барбару Гордон, похищает Джима Гордона и пытается свести его с ума, и в конце оказывается пойман Бэтменом. Параллельно рассказывается история о том, как Джокер стал Джокером, но поскольку излагает ее сам Джокер, то особо верить ей нельзя. Да и история не нова - неудавшееся ограбление, падение в чан с химикатами, и вылезание из него уже с новой прической - такая версия уже озвучивалась в одном из комиксов в пятидесятые.
И вот над этой незамысловатой историей уже тридцать лет идут споры. Безумен ли Бэтмен? Выебал Джокер Барбару или не выебал? Что случилось в конце? Насколько верен был посыл Мура о том, что обычного человека от безумца отделяет “всего один плохой день”? В некоторых разборах “Шутки” текста больше, чем в самой “Шутке”. В принципе, даже о самом коротком рассказе Хемингуэя из четырех слов (в английской версии из шести) про детскую обувь, можно накатать монографию на сто страниц - если иметь желание и мотивацию. А тут - мне лень. Обычный старый комикс, который уже давно устарел и сейчас в нем уже не найдешь ничего особо интересного.
Рисунок хорош, даже и не верится, что это нарисовано еще в восьмидесятые. В том же “Годе первом” Миллера, который вышел всего на полгода раньше “Шутки” рисовка зна-а-а-ачительно хуже. Но тут простое объяснение - у нас издали “Делюкс” версию 2008 года, в которой Болланд заново раскрасил комикс и попутно переделал некоторые рисунки. Цвет изменился от кислотных цветов 80-х, к более сдержанным современным.
Вот старый вариант.
А вот новый, изданный у нас.
Мне новый больше нравится.
Второе изменение, сделанное Болландом в комиксе - историю появление Джокера он сделал почти черно-белой, выделяя цветом только один какой-нибудь предмет на странице - красный шлем или желтую лампочку (да, Город Грехов вышел всего за пару лет до этого и прием еще пользовался популярностью.
Вот тут на рисунке сразу и старый и новый вариант.
Новый опять таки посимпатичнее смотрится.
В издание также включены предисловие Тима Сэйла (известный художник, нарисовавший, например, “Бэтмен: Долгий Хэллоуин”), послесловие Болланда, коротенький комикс “Невиновный”, а также наброски и эскизы Болланда. И со всеми этими допами объём книги дополз только до 70 страничек. И хотят за нее в наших магазинах от пятихатки и выше. Да ну нахер такие книжечки.
Итого. Комикс не так и плох, но явно не соответствует тому культовому ореолу, что вокруг него создался. А ценник на книгу отпугивает окончательно.

6 / 10