пятница, 3 марта 2017 г.

Гражданская Оборона - 2005 - Лунный переворот

Гражданская Оборона
Лунный переворот
2005
Россия
2005, Выргород 037
54:43
Punk Rock


  1. Солнцеворот
  2. Про зёрна, факел и песок
  3. Родина
  4. Нечего терять
  5. Мёртвые
  6. Далеко бежит дорога (Впереди веселья много)
  7. Новый день
  8. Про дурачка
  9. Поздно
  10. Забота у нас такая
  11. Жить
  12. Дембельская
  13. Пой, революция
  14. Пасха
  15. Из последних сил


С кем Летов в 90-е дружил и куда вступал, это, по хорошему, его личное дело. В истории те его политические забавы останутся фоном для действительно важных вещей. Первая из них, это то, что Гражданская Оборона была реанимирована. После трех лет, когда группы по факту не существовало и Летов занимался студийными психоделическими проектами. Тогда родились два шедевра - Прыг-Скок и Сто Лет Одиночества. Но в конце 1993 года творческая единица, известная как Гражданская Оборона, была извлечена из чулана, а значит снова “Да будет Анархия! (или любая другая политическая идея, которыми Летов сиюминутно увлекался)”.
Во вторых, в очередной раз сменилась риторика в песнях Летова. Левые идеи в то время всё-таки владели мыслями, потому Солнцеворот и Невыносимая Легкость Бытия (особенно Солнцеворот, НЛБ уже немного о другом) стоят особняком от остального творчества. К счастью, Летов покинул НБП раньше, чем они свалились в глупый китч, с закидыванием яйцами, помидорами, обливанием майонезом и прочими глупостями.
“Солнцеворот” слишком долго записывали. Песни 94-95 годов, а вышел альбом только в 97-м. На “Опизденевших” уже как то привыкли к вневременным песням, а здесь были какие-то песни про “здесь и сейчас”. Причем это “сейчас” в некоторых песнях уже безнадежно устарело. (А на этом переиздании ту же “Родину” вообще стоило выкинуть из альбома, настолько она уже ненужной стала.)
Зато первое издание было чудесное - посреди беспросветного пиздеца, в котором болтались все выпускаемые кассеты Гражданки, здесь была красивейшая кассета, с каким-никаким, а буклетиком и с яркими цветами. Тогда эту кассету себе накупили даже вечно нищие панки нашего двора. Было такое время - кто-то бросил клич: “Новый Летов в Костыле появился”, и через неделю во дворе человек у двадцати куплены одинаковые кассеты.
Точнее, еще до кассеты был акустический концерт Летова в “Полигоне”, как раз с презентацией “Солнцеворота”. Кассеты с записью этого концерта появились в продаже чуть не в тот же день и болтались у всех по рукам. С “Солнцеворота” там, кстати, не так уж и много вещей было сыграно, но какое-то впечатление об альбоме уже составить можно было.
В 2005 году Летов решает перевыпустить С/НЛБ. Что-то перезаписал, что-то пересвел, и выпустил эти альбомы с новыми названиями “Лунный переворот” и “Сносная тяжесть небытия”. До того момента архив ГО издавала Мистерия Звука, а с этих двух перезаписанных альбомов началось сотрудничество Летова с издательством Выргород, которое и до сих пор издает Летовские архивы.
Оформление. Шестиполосный диджипак. Как и все поздние альбомы ГО, оформлено всё в очень ярких цветах. Жаль что обложку поменяли - старая была таким советским плакатом в духе “руководство к действию” и больше подходила к песням, нежели новая обложка с Иисусом. Могли бы хоть где-то внутри буклета старую оставить, но нет, изъяли ее полностью. Двадцатичетырехстраничный буклет. Куча фотографий, тексты песен, техинформация. Среди списка музыкантов появились фамилий Чеснаковой и Чеснакова, которых никак не могло быть в группе в 95-м, значит чего-то там они переигрывали. Вообще к старым альбомам ГО Летов писал комментарии при переизданиях, здесь же никаких комментариев нет - где-то читал, что Летов отказался их писать, аргументируя тем, что считает “Лунный переворот” новым альбомом. И, кстати, Выргород допечатывает альбом, слегка меняя оформление диджипака - я и не знаю, какой у меня по счету тираж, но точно не первый - в первом тираже буклет был вклеен в диджипак, а у меня буклет вкладывается в кармашек внутри диджипака.
Звук. Я вот уже за давностью не помню, как звучал альбом на той старой кассете, но вроде ничего особенного на “Лунном перевороте” нет, никаких кардинальных изменений. Как был звук говно, так и остался. Ну то есть, эти ремейки выпускались между “ДСЖ/Р” и “ЗСС”, и были надежды о том, что и здесь звук вытянут на их уровень - альбомы то 2004-07 годов отлично записаны - а нет, всё такая же глухая звуковая каша, как в 90-е. Песни длиннее только стали, где чуть-чуть, где основательно. Больше всего расширили “Про зёрна, факел и песок” - прилепили долгое окончание, наверное больше чем на минуту, и песне это ни фига на пользу не пошло.
Трех последних песен не было на оригинальном альбоме, но “Пой, революция” вошла и на НЛБ, “Пасха” - это короткий стишок, а из “Из последних сил” - небольшая инструменталка, Рябинов просто немного в одиночку гитару помучил.
По самому альбому понятно что, очередная монументальная работа Летова, со стеной звука и неглупыми текстами. Не нравится частый орган - в СЛО он был уместен, здесь, при грязном панковском звуке, уже излишество.
С тех пор как услышал впервые и до сегодня, у меня, конечно, сменились приоритеты. Раньше лучшей считал “Нечего терять”, сейчас лучшей (и одной из лучшей в творчестве Летова вообще) считаю “Дембельскую”. Жаль, что ее не исполняли на концертах. Туда же, к “Дембельской”, в нестройный ряд шедевров можно записать и “Забота и нас такая”. “Мы идем в тишине” (Далеко бежит дорога) Лукича по прежнему производит потрясающее впечатление. “Родина” не слушается вообще никак, тут Летов не угадал, никто никуда не поднимается. “Про дурачка” в прыг-скоковской версии производит большее впечатление, но и тут неплохо. “Мертвые” никогда не нравились, ни тогда, ни сейчас - а ведь ее постоянно играли на концертах, до самого конца, в отличии от, например, “Новый день”, которая вылетела из концертной программы сразу, как Летов утратил интерес к НБП. (А зря, хорошая песенка, с надеждой на светлое будущее - двадцать лет прошло, а Новый День всё так же на горизонте, да и остальные тезисы в песне по прежнему актуальны.) Парочка никаких панковских песен - Жить и Поздно, сугубо под настроение.
Итого. Летовский шедевр. Очередной. Вся эта возня с переделыванием альбома оказалась пшиком, но ведь и оригинал “Солнцеворота” в магазинах не валяется. А от того, что на обложке диска название написали “Лунный переворот” суть не поменялась - всё равно это лучший альбом ГО в девяностые.

8 / 10