пятница, 3 марта 2017 г.

Уоррен Эллис, Бен Темплсмит - 2008 - Фелл. Град обреченных

Уоррен Эллис, Бен Темплсмит - Фелл. Град обреченных
Warren Ellis, Ben Templesmith - Fell: Feral City
2008
2015, XL Media
175 стр., твердая обложка
Формат:  84x108/16 (205x260 мм)
Тираж: 5000 экз.
ISBN: 978-5-91996-068-3

То самое ощущение, когда практически любой обзор “Фелл” начинается словами - “комикс того самого Уоррена Эллиса”, а ты вообще без понятия, кто такой этот самый Уоррен Эллис. Начинаешь смотреть по нему инфу в интернете - да, у чувака список проектов длиннее переписи какой-нибудь Швейцарии, а всё равно ни одного знакомого названия. Он автор какого-то дико популярного “Трансметрополитан”, а я в первый раз слышу это название. Или еще не менее популярные “ФрикАнгелы” (и не слышал). Ну да, в комиксах я нуб. Он поучаствовал и в других известных сериях - Люди Икс, Константин, или, например, Фантастическая четверка, но абсолютно всё переведенное на русский у Эллиса прошло мимо меня. Пока смотрел его библиографии, то увидел только две знакомые мне вещи - Эллис был создателем комикса Red, экранизацию которого я смотрел (да, забавный боевичок с Уиллисом), и одним из сценаристов игры Dead Space.

В общем, дядька был достаточно известным, чтобы когда ему в голову пришла идея нового комикса, то крупное издательство Image Comics вписалось в проект. Проект-то был, не то чтобы сомнительным, но уж точно не сулящим грандиозного успеха. Основные тезисы проекта таковы - комикс должен быть дешевым, в комиксе должно быть всего 16 страниц (не считая рекламы), комикс этот об абсолютно новом герое, и каждый выпуск должен представлять собой законченную историю, чтобы можно было начинать читать с любого места.
Рисовать комикс взялся Бен Темплсмит. Бену в тот момент было всего двадцать с хвостиком лет, и до "Фелла" он успел поучаствовать в одном крупном проекте - зато каком! - известном вампирятнике “30 дней ночи”. А ведь когда 30ДН стартовала, Бену только-только исполнилось восемнадцать. К сожалению, 30 дней ночи и Фелл так и остались пиком карьеры Темплсмита, а дальше он занимался всякой ерундой - комиксы по играм Dead Space и Silent Hill, или по сериалам - например, Доктор Кто.
Стартовал комикс осенью 2005 года. За первый год выпустили шесть выпусков, плюс еще два в 2007 году, и почти через год после восьмого выпуска, в январе 2008 года вышел последний, девятый выпуск. Серию официально не закрывали, просто авторы были заняты другими делами, потом еще другими делами, затем еще немного другими делами - и как итог, идет уже 2017 год, а дальше девятого выпуска серия так и не продвинулась. Наверное, серия не так и сильно раскрутилась, чтобы увлечь создателей, а контракт с Image Comics был составлен так: приносите - издаем, не приносите - пофиг, никаких сроков, никаких обязательств, и права на персонажей остаются у авторов, издательство не может продолжить серию само, без Эллиса.
Практически одновременно с восьмым выпуском, в апреле  2007 года, был издан омнибус, в который вошли все выпущенные на тот момент части Фелла. К счастью, издательство XL Media не стало копировать тот том, и при русском издании добавили и заключительный девятый выпуск, а также комментарии Эллиса, которые печатались в одиночных выпусках. (А ведь в этих комментариях Эллис так уверенно пишет, что в шестнадцатом выпуске раскроет факты из биографии Фелла. Планы, которые не осуществились.)
Полицейского Ричарда Фелла переводят в город Сноутаун. Это такой Син Сити, или Готэм без Бэтмена. Для Фелла это ссылка, за какие-то грехи на большой земле, “за мостом”, и какое-то время он должен провести в этом городе. А Сноутаун это бомжи, проститутки, сутенеры, наркоты, извращенцы, убийцы - нормальные люди если и живут в том городе, то авторы о них умалчивают. И полицейский участок в Сноутауне - маньячный начальник и три с половинной детектива, и всем на всё насрать. Точнее, было насрать, а потом приехал Фелл. Фелл начинает свои расследования, в месте, где все уже забыли, что это такое. Девять выпусков - девять расследований, каждое завершено, так или иначе. Вся книга - история того, как Фелл потихоньку погружается в безумие города, и сам потихоньку им заражается, от “мистер порядок” в начале до психа и похуиста к концу истории. Магистрального сюжета практически нет, потому и не так обидно, что история обрывается, хотя какие-то вопросы всё одно остаются без ответа - главный из которых это то, за что Фелла сослали в этот городишко.
Рисунок плох. Понятно, что для дешевого комикса художник не стал бы изгаляться, как Бермехо над “Ноэлем”, но это уже за гранью. Персонажи с лицами с картин Васи Ложкина, нарисованные так, что даже Масяня кажется вершиной детализации. Овал, овал, черточка, черточка, закорючка - вот вам и кадр, в котором разговаривают два персонажа. И по каждому кадру обильно прошлись блюром, тиснением и глитчем, и черти какими еще фотошопными эффектами. Чтобы внимание не заострялось на общем уебищности рисунков - они небольшие, в основном по девять на страницу. А чтобы они хоть чуть различались меж собой, рисунки сделаны в разной цветовой гамме - эти десять рисунков отливают зеленым, следующие десять коричневым, а потом дюжина желтеньких и так далее. К счастью, история захватывает достаточно, чтобы через какое-то время перестать обращать внимание на рисовку. В общем, рисунки здесь из разряда - настолько плохо, что уже почти и хорошо.
Итого. Такой вот странный проект, с чернышными сюжетами, и дрянным качеством рисунка, удивительным образом подходящего к сюжетам. В общем, Эллису, как автору, такой проект явно в плюс. Создать такую черную историю - черную не в смысле нуар, с фем фаталь и благородными сеньорами с широкополыми шляпами, а реально чернушную, со смертью от алкогольной клизмы, или с вырезанием эмбриона из женщины, чтобы сделать из него оберег, или с отцом, делающим дочери уколы со своими фекалиями - и не съехать совсем уж в жуткий трэш, это нужно быть большим профи.

7 / 10