четверг, 7 сентября 2017 г.

Горе невинным (Ordeal by Innocence) (1984)

Горе невинным
Ordeal by Innocence
1984
Англия
Cannon Films
Детектив
90 минут

Режиссер: Десмонд Дэвис
Сценарий: Александр Стюарт, по роману Агаты Кристи
В ролях:  Дональд Сазерленд, Фэй Данауэй, Кристофер Пламмер, Сара Майлз, Иэн МакШейн, Дайана Куик, Аннетт Кросби, Джордж Иннес

После двухлетнего отсутствия, доктор Калгари возвращается в Англию. Он едет в дом своего случайного знакомого Джако, чтобы вернуть ему записную книжку, и узнает что за время отсутствия Калгари в стране Джако был обвинен в убийстве своей матери и казнен. Калгари понимает, что он мог обеспечить Джако алиби на время убийства, и что истинный убийца всё ещё на свободе. Калгари начинает собственное расследование.
Уж не знаю, что именно сподвигло кинокомпанию, снимающую всякие боевички, типа “Кобры”, “Без вести пропавших” и “Американского ниндзя”, взяться за старушку Агату, однако ж вот - в восьмидесятые компания выпустила три фильма по произведениям Кристи. “Горе невинным” стал первым из них.
Ничем не прославившийся ТВ-режиссер Десмонд Дэвис. Сценарист-дебютант Александр Стюарт, который и написал за свою карьеру пяток сценариев в 80-е. И известные актеры, которыми заманивали зрителей. Правда та же Фэй Данауэй появляется всего несколько раз во флэшбеках. Кристофера Пламмера в фильме тоже не слишком много. Так же как и Иэна МакШейна. А так фильм тянет Дональд Сазерленд.
Роман Агаты Кристи, по которому был снят этот фильм, не был стандартным ее развлекательным детективчиком, а скорее психологической драмой на детективной основе, и в нем расследованию уделялась роль второстепенная, а на первый план были выведены мысли о том, зачем вообще нужно новое расследование - Джако уже мертв, а ворошить прошлое никому не охота. В фильме эту мысль только усугубили - от книжных “не суйся сюда, Калгари” перешли к угрозам физического насилия. Полиция тоже от книжной “недовольно нейтральной” в фильме перешла к “недовольно агрессивной” - американский стандартный вариант “злобный шериф из Техаса и частный детектив”. К сожалению, эти ходы создатели протащили через фильм и изменили концовку романа: от книжной “всё хорошо, что хорошо закончилось” вывели свою “как я жалею, что ввязался во всё это”. Ход странный, а с точки зрения читателя Кристи вообще никакой. Много романов у писательницы можете вспомнить, которые бы заканчивались на мысли “никогда ни у кого ничего не будет хорошо”? Ну, кроме “Негритят”, разумеется.
Сазерленд можно сказать вернулся к исполнению роли Джона Клюта - типажи похожи, унылый детектив медитативно занимается своим делом. Бродит и опрашивает участников событий. Интересно в фильме сделаны логические выводы Калгари - после его очередного сидения над блокнотом, в фильме озвучивается фраза из состоявшегося ранее диалога, подсказывающая дальнейшее направление расследования.
С книгой есть еще небольшие расхождения. Джако в книге умер в тюрьме, но своей смертью, в фильме он был казнен. Раненная ножом в книге женщина, в фильме погибает. Из-за этого слегка поменялась сцена финального разоблачения - в фильме Калгари толкает речь типа “ты не могла убить, и ты не могла, и ты тоже, а следовательно на роль убийцы остаетесь только вы”. В книге ничего не было про дальнейшую судьбу убийцы - там Калгари только собирался передать данные в полицию, в фильме - убийца кончает жизнь самоубийством. Типичный, кстати, для Кристи исход. Но тут этот суицид обставили с таким драматизмом, чтобы даже до самого тупого зрителя дошло - это целиком и полностью вина Калгари, что так всё кончилось. И долгие сцены прибытия и убытия Калгари в начале и конце фильма укладываются в посыл авторов про “пришел, нагадил, ушел”.
Ну да ладно, пусть эти смещенные акценты будут на совести авторов - имели право, просто фильм вышел противоречащий посылам Кристи. Это нормально. Вот с чем в фильме ужас-ужас, это с музыкой. Читал, что первую версию саундтрека выкинули в последний момент, вторую версию клепали буквально на коленке за несколько дней, и в результате вышло кошмарно. Практически не умолкающий развеселый джаз безумно диссоциирует с настроением фильма. Это как если бы Говорухинских “Негритят” озвучили бы песнями Билана, Киркорова и Лазарева. Дичь.
Итого. Как экранизация Кристи - плохо. Не та тональность, не те предпосылки и выводы. Как просто психологический детектив - средне. Сложно смотреть фильм о расследовании, если авторы всеми силами пытаются внушить отвращение к этому расследованию.

5 / 10