вторник, 31 октября 2017 г.

Агата Кристи - 1929 - Тайна семи циферблатов

Агата Кристи - Тайна семи циферблатов
Agatha Christie - The Seven Dials Mystery
1929
2017, Hachette
Коллекция Агата Кристи, Выпуск 31
256 стр.
Формат:  84x104/32 (125x200 мм)
Тираж: 11200 экз.
ISBN: нет

Компания молодых людей отдыхает в замке Чимниз. Один из них умирает. Всё считают это самоубийством, но вскоре погибает еще один человек из этой компании. Дочь владельца Чимниз, Бандл, начинает расследование.
Спойлеры.

Кого убили? Джерри Уэйд, Рональд Девре
Как убили? Отравили, застрелили
За что? Шпионаж
Кто? Джимми Тесайгер, Лорейн Уэйд
Что с преступником? Арестованы

...Я написала «Тайну семи циферблатов», и считала ее, по собственному выражению, веселым триллером. Такие книги легко писать – они не требуют кропотливой разработки и выстраивания сюжета.
Эти слова о романе написала Кристи в “Автобиографии”, и “веселый триллер” - это лучшее описание произведения. Странно, что Кристи в автобиографии, написанной через сорок лет после “Циферблатов”, вообще вспомнила об этом романе. Ведь когда “Тайна семи циферблатов” вышла, то хитом она не стала. Рецензии были сильно отрицательные. Переизданий не было почти двадцать лет. И самое главное - этот роман не взяли для печати в периодике. Почти все романы Кристи тех лет печатали в газетах или журналах как в Англии, так и в Америке, а “Циферблаты” проигнорировали и там, и там. Если учесть, что основные гонорары Кристи шли именно от журналов, то писательница свою ошибку осознала, и более к такому жанру не возвращалась.
Для романа Кристи взяла место действия (Чимниз) и нескольких персонажей (Бандл, Баттл, лорд Катэрхем Билл Эверсли) из своего романа “Тайна замка Чимниз” 1925 года. Придумала новое преступление в стенах “Чимниз”, и… отпустила сюжет в свободное плавание. Персонажи шляются по интересным местам, много шутят и треплются ни о чем. Чем-то это похоже на другой роман Кристи - “Таинственный противник”. При этом Кристи будто специально даже не пытается создать хоть какое-то напряжение в повествовании - в теоретически опасном месте Бандл будет много шутить, а затем, дома, будет сохранять убийственную серьезность. А нелепый антураж преступления ведет к нелепому тайному обществу. Это всё похоже на один из девизов питерской группы НОМ: “Драматизация идиотичных проявлений действительности и идиотизация драматичных”. А чтобы завершить это бесполезное шароханье персонажей, в конце появляется deus ex machina (в данном случае суперинтендант Баттл) и объясняет, что это всё было.
В романе много юмора. Юмор то ли безнадежно устаревший, то ли изначально не смешной. Много сатиры. Вот сатира здесь уместная и до сих пор актуальная. Даже совершенное преступление и его расследование достаточно увлекательны. Жаль только, что об этом читатель узнает в самом конце романа, а до этого момента предпосылок к этому нет.
Итого. Кристи на территории Вудхауса. Что может быть нелепее? На самом деле Кристи просто не определилась, что она хочет написать. Забавные похождения “золотой молодежи” мешают детективу, и наоборот.

4 / 10