четверг, 26 октября 2017 г.

Агата Кристи - 1931 - Загадка Эндхауза

Агата Кристи - Загадка Эндхауза
Agatha Christie - Peril at End House
1931
2017, Hachette
Коллекция Агата Кристи, Выпуск 41
288 стр.
Формат:  84x104/32 (125x200 мм)
Тираж: 9500 экз.
ISBN: нет


Отдыхающему в городке Сент-Лу Пуаро кажется, что одну из местных жительниц хотят убить. Со временем оказывается, что Пуаро не кажется - в городе происходит убийство.
Спойлеры.

Кого убили? Мэгги Бакли
Как убили? Застрелена
За что? Деньги
Кто? Ник Бакли
Что с преступником? Арестована (предположительно покончила с собой).


Шестой роман о Пуаро.
Роман впервые был опубликован в американском журнале Liberty летом 1931 года (порезанный на одиннадцать частей). В том же году, осенью-зимой, он вышел и в Англии - в журнале Women's Pictorial (и снова порезанный на одиннадцать частей). В виде книги “Загадка Эндхауза” вышла уже в следующем, 1932 году.
Сама Кристи о романе высказывалась в том духе, что “не помнит, как она его писала”. Сколько в этих словах правды, а сколько кокетства, уже не узнать. Может и правда не помнила - с конца 20-х годов Кристи начала писать просто стахановскими темпами, успевая при этом мотаться по всему миру со своим будущим вторым мужем. При этом Кристи не работала в те времена над одним романом за раз. Нет, там было так - три-четыре романа одновременно в работе, не считая россыпи рассказов. Так что возможно и что “Загадка Эндхауза” была написана за несколько подходов просто на автопилоте.
Ну, а что? Стиль выработан, Пуаро уже обрел плоть, обзавелся стандартными описаниями, привычками, кочующими из романа в роман, да и диалоги из романа в роман в одной манере написаны. Типажи персонажей тоже кочуют из романа в роман - только успевай наряды и имена у них менять. Так что Кристи оставалось только придумывать новые механики для очередного преступления. И вот с этим в “Загадке Эндхауза” всё в порядке.
Во-первых, Кристи накидала ложных следов. Это и распространение наркотиков, и мошенничество с завещанием. Во-вторых, очередная романтическая линия, которая и излишне “рояльно”, но приходит к своему логическому завершению в конце романа. К тому же этот романтизм удачно вплетен в расследование, и тоже играет на отвлечение внимания от убийцы. В-третьих, расследование Пуаро. От обилия физических улик в ранних вариантах Кристи уже отошла, а до поздних книг, где Пуаро обходится вообще без улик, исключительно на логических выкладках определяя убийцу, еще не добралась. Здесь - золотая середина у Пуаро. Подумать, сделать выборку из улик, посмотреть на них с другой стороны, озарение, подтверждение озарения документально, полицейская засада для подтверждения озарения, и voila.
И самое главное в романе - modus operandi убийцы, который с тех пор прижился и в литературе, и в кино, став одним из архетипов жанра. Инсценировать покушение на себя, и находясь под опекой полиции (в данном случае Пуаро) убить другого. Мол вроде как хотели убить меня, а тот, так, случайная жертва. Вариации на подобный сюжет мне не десять и не двадцать раз попадались в других книгах. Через пару лет Кристи еще слегка модифицирует эту механику в романе “Трагедия в трех актах”: здесь мнимые покушения маскируют реальное убийство, в “Трагедии” реальные убийства случайных жертв маскируют реальную жертву. И как следствие такого способа совершения преступления - это один из первых романов, где убийца специально вовлекает сыщика в свое преступление, чтобы тот невольно предоставил алиби преступнику.
Итого. Один из сильнейших романов о Пуаро. Даже странно, что он не входит в “золотой фонд” писательницы. Впрочем, тогда у Кристи получалось почти всё.

8 / 10