пятница, 27 октября 2017 г.

Агата Кристи - 1936 - Немой свидетель

Агата Кристи - Немой свидетель
Agatha Christie - Dumb Witness
1936
2017, Hachette
Коллекция Агата Кристи, Выпуск 44
320 стр.
Формат:  84x104/32 (125x200 мм)
Тираж: 9100 экз.
ISBN: нет

Пуаро получает письмо от мисс Аранделл, в котором та пишет, что ее пытаются убить. К сожалению, письмо опоздало - когда Пуаро его получил, мисс Аранделл уже была мертва. Пуаро решает расследовать ее смерть.
Спойлеры.

Кого убили? Эмили Аранделл
Как убили? Яд
За что? Деньги
Кто? Белла Таниос
Что с преступником? Самоубийство

Четырнадцатый роман о Пуаро.
Сначала Кристи был написан рассказ “Случай с мячиком для собаки”. Написан он был в 1933 году, но Кристи решила его тогда не публиковать, а переработать в роман. Так через три года, в 1936 году, появился роман “Немой свидетель”. А рассказ считался утерянным, и был найден среди вещей Кристи только в 2004 году. И в 2009 году был впервые опубликован. На русском “Случай” тоже выходил и его можно прочитать.
В “Случае” было всего-то двадцать страничек, и при этом в него вошли все значимые события из “Немого свидетеля”. Поздно пришедшее письмо. Покушение на старушку. Собака, проведшая ночь вне дома, как доказательство неслучайности падения старушки. Спиритический сеанс. Измененное в последний момент завещание, о чем не знал убийца. Отравление фосфором. И пакт убийцы с Пуаро - с первого самоубийство, со второго - неразглашение обстоятельств.
Всё это было в “Случае”, а в “Немом свидетеле” Кристи просто добавила к этим событиям триста страниц воды. И совершенно закономерно получилось довольно нудное произведение - диалоги ни о чем распыляют внимание. Еще в книге Джона Каррана “Секретный архив Агаты Кристи” приводится переписка Кристи и ее агента, из которой следует, что по просьбе (а скорее, по деловому соглашению) The Saturday Evening Post - журнала, в котором впервые был опубликован “Немой свидетель” - роман был расширен. Кристи дописала четыре главы (они в книге идут первыми), чтобы журнал мог имя популярной на тогда Кристи писать на обложке на большем количестве номеров. Кристи тогда не отказала, а теперь в романе первые страниц сорок рассказывают о предшествующих преступлению событиях, о которых и так неоднократно поговорят в тексте романа.
Ладно, это всё было бы мелочами, если бы Кристи придумала для романа какие-нибудь увлекательные события, или незатасканные повороты сюжета. Но нет, в романе всё идет по накатанной.
В 1936 году у Кристи вышло четыре романа. И все четыре о Пуаро. Это уже конвейер какой-то. Знай только нужны куски (запчасти) подставлять. Похоже, этот роман Кристи из кусочков и составляла. Богатая отравленная старушка - “Таинственное происшествие в Стайлз”. Способ убийства - яд, который жертва примет в неизвестный заранее момент, дабы убийца мог уехать подальше от дома - это тоже из “Стайлза”. Жертва, отправившая письмо Пуаро, но тот приехал слишком поздно - это “Убийство на поле для гольфа”. Спиритические сеансы - “Загадка Ситтафорда”. Путаница с полными и уменьшительными именами персонажей, как ключ к раскрытию убийства - “Загадка Эндхауса”. Пуаро, подталкивающий преступника к самоубийству, чтобы избежать огласки - “Убийство Роджера Экройда”. Такая вот мозаика.
Персонажи, как обычно у Кристи, хорошо написанные, но над мотивацией Кристи особо не стала мудрить - у старушки трое родственников, и всем отчаянно нужны деньги. То есть никакой интриги, или замысловатых перипетий - всем просто нужно бабло. Да и второстепенными линиями роман не богат - Кристи не стала себя утруждать, обвешивая сюжет изначального рассказа какими-нибудь виньетками.
Расследование Пуаро на этот раз почти не подкреплено уликами - финальное разоблачение убийцы состоит из теоретических выкладок: если А знал о Б, а В не знала о Г, то тогда А не мог сделать Д, а Г не могла - и так далее. Над чуть ли не единственным реальным свидетельством (отражение букв в зеркале - инициалы ТА и АТ) Пуаро тупит большую часть книги, и озаряет его только в конце. Нагромождение логических домыслов, как средство определение преступника для Кристи не впервые, но в этом романе у писательницы откровенные провалы, еле-еле замаскированные.
“Я исключил из списка подозреваемых двух служанок - им бы не хватило ума додуматься до такого способа убийства”. Это Пуаро так говорит в своей финальной речи. Нескромное обаяние буржуазной Кристи.
А вот плюс книги в том, что Кристи впервые вводит в своих произведениях такой сюжетный ход, как “отложенное расследование”. Когда расследование происходит через какое-то время после убийства. В “Немом свидетеле” расследование происходит через два месяца после убийства. А в дальнейшем Кристи будет еще не раз прибегать к такому ходу, например в “Пяти поросятах” Пуаро будет расследовать убийство шестнадцатилетней давности.
Итого. Средний роман. Написано всё неплохо, Кристи пишет на очень приличном уровне. Но. Тем, кто с Кристи не знаком - может показаться нудным. А тем, кто знаком - будут слишком явно бросаться места склейки этой аппликации из других произведений писательницы.

6 / 10