понедельник, 9 октября 2017 г.

Жан-Кристоф Гранже - 2000 - Братство камня

Жан-Кристоф Гранже - Братство камня
Jean-Christophe Grangé - Le Concile de pierre
2000
Франция
Триллер
2016, Азбука
Серия “Звезды Мирового Детектива”
352 стр., суперобложка
Формат:  60x90/16 (145x215 мм)
Тираж: 4000 экз.
ISBN: 978-5-389-11638-2

Третий роман Гранже, вышедший 31 августа 2000 года.
Второй роман Гранже, “Пурпурные реки”, стал бестселлером и Гранже из категории “журналист, балующийся литературой” перешел в категорию “известный писатель”. К тому же “Реки” взялись экранизировать. И, может, в этом и причина того, что “Братство камня” получился настолько плохим. Сроки. “Пурпурные реки” Гранже писал четыре года, “Братство” меньше двух. И вышло “Братство” за пару недель до выхода фильма. Подозреваю, что там было что-то типа - “Жан-Кристоф, да пофиг уже, давай что есть, если фильм станет хитом, то и новый роман раскупят, какого бы качества он не был”. Фильм стал хитом, роман стал хитом, позже даже был экранизирован, жизнь прекрасна. Но, перефразируя Раневскую - деньги съедены, а этот нелепый роман в библиографии остался.
А ведь первая половина романа ничего такого не предвещала - там Гранже написал очень крепкий интересный триллер. Диана Тиберж в Таиланде усыновила мальчика, Люсьена. Через некоторое время Диана с сыном попадает в аварию. Люсьен при смерти, вокруг него начинает твориться всякая дичь, с мистикой и трупами, и Диана начинает всё это расследовать.
Затем в романе действие перемещается в Россию и Монголию. Я допускаю, что европейскому читателю было пофиг на описаловку России от Гранже, но на русском это читать без смеха невозможно. Сентенции типа “в глубине души русский народ всегда знал, что Сталинградскую битву для них выиграли великие шаманы” что называется мэйк май дэй. Но концовку Гранже слил, от слова совсем.
В романах Гранже всегда было место фантастическому, но всегда фантастика маскировалась под достижения науки. Чудо-таблетки. Замена личности и воспоминаний. Генетические и хирургические эксперименты. Убийства посредством голоса. Бред, конечно, но как рассказывает. Тем уродливее кажется концовка “Братства камня”, в которой писатель всё свёл к фэнтезятине. К разборкам шаманов, оборотням и прочей анимагии. Сказать, что я разочаровался в романе, дочитав до этого момента, это ничего не сказать. Совсем не так я представлял себе окончание расследования автомобильной аварии в Париже. Интересно, Гранже изначально задумывал такую развязку, или его поджимали сроки, а больше он ничего не смог придумать? (Роман то и так получился самым маленьким по объему из всех книг француза.)
Итого. У Гранже хорошо получается писать про маньяков - зарождение, ритуалы, мотивы - но в этом романе он сунулся не на свою территорию - “сейчас я вам расскажу, как там всё было на самом деле”, то что через несколько лет получит презрительное название “дэнбрауновщина” - и благополучно на этой территории облажался. Вероятно, и Гранже это понял, потому как в таком стиле он больше никогда не писал.

4 / 10