пятница, 29 декабря 2017 г.

Джеффри Дивер - 1997 - Собиратель Костей

Джеффри Дивер - Собиратель Костей

Jeffery Deaver - The Bone Collector

1997


США
Триллер
2017, Азбука
Серия "Звезды Мирового Детектива"
448 стр., твердая обложка
Формат: 60х90/16 (145х215)
Тираж: 3000 экз.
ISBN: 978-5-389-13272-6

Двенадцатый роман Дивера и первый в серии "Линкольн Райм", вышедший 1 марта 1997 года.
Оценить качество ранних романов Дивера сложно - на русском они не публиковались, но малое их упоминание на зарубежных сайтах наводит на мысль, что они не были хитами. А "Собиратель костей" взлетел. Хотя, если бы книгу не взяли в оборот киношники, то и не было бы никакой серии про Райма, а так Дивер начал гнать истории про криминалиста-инвалида на потоке. Повезло Диверу. Хотя, если подумать, ничего нового он не придумал - идея о разделении Шерлока Холмса на двух людей - у одного мозги, у другого ноги - была придумана лет за шестьдесят до Дивера, Рексом Стаутом. Вот только стаутовский Ниро Вульф не любил выходить из дома по собственной воле, а диверовский Линкольн Райм не может покинуть свой дом потому, что он прикованный к постели инвалид. Всё новое - это хорошо...
Итак. Линкольн Райм. В прошлом выдающийся криминалист, после несчастного случая на работе ставший инвалидом. Лежит дома, мечтает о смерти. Его характер, и так не самый простой, под влиянием обстоятельств стал просто ужасен. Но его мозолистый мозг никуда не делся. Полиция привлекает его к расследованию преступлений очередного маньяка. Причина по которой полиции понадобился именно Райм в конце книги озвучивается, она сильно надуманная, но ничего лучше Дивер изобрести не смог.
Местного Арчи Гудвина зовут Амелия Сакс. Патрульный офицер. В тот день, когда всё заверте, она работала свою последнюю смену и собиралась переводиться в отдел по связям общественностью. Волею случая попала в поле зрения Райма, который решил, что Сакс будет его глазами, ушами, носом и ногами на месте преступлений. Вот только если Гудвин был самодостаточной детективной единицей, то Сакс мозгами не блещет. Да ей и не надо - в ухе, через наушник, всегда звучит голос Райма, при случае можно попользоваться его мозгами.
А местного маньяка тут кличут Собиратель Костей. Похищает людей, и всячески их убивает. Своих идей у него не очень много, потому воссоздает деяния маньяка вековой давности. Но старательный, это да.
Вот так книга и пролетает. Маньяк кого-то убивает. Оставляет на месте преступления подсказки к своему следующему убийству. Райм эти подсказки анализирует и предугадывает следующее убийство. Сакс несется по адресу, и когда спасает, когда не очень, следующую жертву. Следующие подсказки. И так по кругу.
Дивер написал очень динамичную книгу. Вся охота на маньяка укладывается в пару дней. И передохнуть, выдохнуть и подумать, что за ерунда творится на страницах книги просто некуда. Это потом уже, после прочтения, понимаешь, что Дивер никудышный автор.
Райм, обложившийся доказательствами, делает такие не очевидные выводы, что ой. По одной песчинке определить район, по одной крупинке определить дом - я, конечно, верю в науку, но то что творится на страницах книги, это уже по разряду чудес.
Неаккуратная работа с персонажами и фактами. Райм, по книге, дядька много лет изучавший преступников и известные преступления Нью-Йорка. Даже книгу об этом написал. А про известного маньяка 19-го века, убившего десяток человек, он как будто и не в курсе. Сакс уходит из патрульных, потому что больна артритом - об этом несколько раз упоминается в начале книги, но затем автор об этом полностью забывает, и Сакс бегает и скачет, как самая здоровая.
Маньяк получился интересный. Хоть потом и оказалось, что в мотивах у него старая добрая месть. Но Дивер еще в середине книги озвучил возможный мотив и персонажа (Райм рассказывает о своей старой ошибке), и поскольку других подходящих мотивов в книге не всплывает, то единственная подсказка автора, естественно, оказывается верной. С персонажем, правда, Дивер сумел обмануть - я до последнего думал, что это будет доктор Бергер (уж больно по маньячному он любовался позвонком в середине книги). А так, да, преступника не угадал, но его почти и в книге не было, автор его в середину книги вставил на пару страниц, чтобы потом не говорили, что в маньяки записан левый персонаж.
Да и вся эта наука, криминалистика, беготня и расследование оборачиваются пшиком. В конце книги полиция знает о маньяке ровно столько же, сколько и в начале. То есть ничего. Чтобы как-то свернуть книгу, Диверу пришлось изобретать офигенный сюжетный ход, что маньяк сам пришел к Райму, размахивая ножом. А Райм его убил. Прикованный к койке инвалид, одними зубами, убивает вооруженного маньяка. Ну-ну.
А хорошего в книге то, что все эти нелепости замечаешь уже позже. А в процессе чтения темп книги не дает отвлечься. Еще из хорошего - рассуждения об эвтаназии, через диалоги Райма с Бергером и Сакс. Разборки между полицией и ФБР. Замысловатые преступления маньяка (особенно с паром хорошо получилось). И персонаж Кэрол Ганц - хорошая идея, что одна из жертв маньяка сама оказывается не без греха. (Через несколько лет эту идею очень грамотно переработает Пьер Леметр в романе "Алекс".)
Засим, вот - оно, конечно, читаемо, и даже с интересом, но уровень у книжки, в лучшим случае, средний. Но почему в книгу вцепились киношники понятно - дословно экранизируй и получился бы нон-стоп-триллер. Только вот с киношкой тоже всё вышло не очень хорошо.

6 / 10