среда, 13 декабря 2017 г.

Скотт Снайдер - 2014 - Супермен Непобежденный

Скотт Снайдер — Супермен Непобежденный
Scott Snyder — Superman Unchained
2014
168469
2016, Азбука
Графические романы
360 стр., твердая обложка
Формат:  70×108/16 (170×260 мм)
Тираж: 8000 экз.
ISBN: 978-5-389-09800-8

В The New 52 издательство DC постоянно выпускало 52 серии. Периодически какие-то из серий закрывались, и их место тут же занимали новые серии. Эта “пересменка” называлась “волнами”. “Супермен Непобежденный” — это пятая волна в The New 52. Тогда кучей закрыли серий семь, и столько же новых запустили. Помимо “Непобежденного” про Супермена тогда еще стартовал кроссовер “Бэтмен/Супермен”.
Как DC не продвигала тезис о “больше серий, хороших и разных”, а всё одно всё сводится к тому, что половину их комиксной линейки занимают Супермен и Бэтмен. В The New 52 о криптонце на тот момент еще выходили серии Action Comics, Superman и Justice League, не считая двух вышеупомянутых. Плюс вбоквелы Superboy и Supergirl. А чуть позже, в том же 2013 году, еще стартует кроссовер “Супермен/Чудо-Женщина”. А про Бэтмена там еще больше серий было.
Про название. В 2013 году вышел мультфильм “Superman: Unbound”, который на русский перевели как “Супермен Непобежденный”. Уже после выхода мультфильма начала выходить серия “Superman Unchained”, которая никакого отношения к мультфильму не имела, но в любительских интернет-переводах на русский тоже получила название “Супермен Непобежденный”. А через пару лет этим названием воспользовалась “Азбука” при официальном издании. Видимо, так и не придумали, как можно обыграть “Не Закованный” в названии.
Автором этой серии стал Скотт Снайдер, нынешний “золотой мальчик” издательства. Если уж он сумел нормально раскрутить такую ерунду, как “Суд Сов”, то издательство нагрузило его “еще одной историей о самом последнем криптонце”. А художником стал Джим Ли. Ли художник отличный, и в этом комиксе он снова справился на пять. Но. Ли как прима-балерина, скачет от проекта к проекту, осеняя их своим присутствием, а к долгой монотонной работе он не стремится — попробуйте найти хоть одну серию в DC, в которой Ли нарисовал больше десяти выпусков, я вот не нашел. Вот и с “Суперменом Непобежденным” произошла та же история — Ли объявил, что выбывает из проекта после девятого выпуска. Снайдер говорил в интервью, что, возможно, серия будет продолжена и дальше, без Ли, с другими художниками и новыми историями. Но издательство решило по другому и, после выбывания Ли из проекта, закрыло серию. (В серии был еще один художник, Дастин Нгуен, но он рисовал только флэшбеки, и полностью серию ему не доверили.)
Серия позиционировалась как юбилейная. В 2013 году исполнялось семьдесят пять лет Супермену, так что “в честь юбилея величайшего из супергероев”, “с должным почтением” и прочая рекламная мура. Лукавят граждане. Если учесть, что первый выпуск серии вышел 12 июня 2013 года, за два дня до выхода фильма “Человек из стали”, то всё начинает казаться куда прозаичнее.
Последний, девятый, выпуск серии появился в ноябре 2014 года. (Серия выходила раз в два месяца). А уже в декабре 2014 года всю серию собрали в “делюксовом” омнибусе. Такая монументальная книжица на 360 страниц, помимо комикса включившая в себя наброски оригинального сценария Снайдера, не раскрашенные версии страниц Ли и почти 60 страниц разнообразных альтернативных обложек комикса. В России комикс выпустила “Азбука” в начале 2016 года, полностью скопировав западный “делюкс”.
Сюжет. Героический Супермен героически совершает всякие героические дела. Опять. Короче. В этом комиксе у Супермена три противника. Лекс Лютор. Военные. И террористическая организация “Вознесение”. (Плюс инопланетяне в самом конце.)
У Лютора в качестве оружия огромный мозолистый мозг, и по итогам книги он оказался самым вменяемым персонажем. У военных есть секретное оружие — еще один героический пришелец, Дэус. Дэус чебурахнулся на Землю семьдесят лет назад и всё это время творил добро и насаждал справедливость по заданиям правительства США. При этом делал он это так незаметно, что о нем никто и не в курсе был. А теперь вот Дэус сходится в открытой фронде с Суперменом. Понятно, что Дэус введен в комикс как противник, равный по силам Супермену, чтобы сохранить какую-то интригу. Но название комикса спойлерит чем закончится мерение харизмой Дэуса и Супермена. А “Вознесение” — это как терраны в Star Craft: чмошники чмошниками, а потом ка-а-а-ак шарахнут ядреной бомбой, и всем становится интересно.
За Снайдером уже давно замечено, что он пишет комиксы по лекалам телевизионных сериалов. На каждый выпуск его авторства приходится много разговоров, пара ударных моментов и практически постоянный клиффхэнгер в конце. И читается это всё интересно, но со временем понимаешь, что если книгу порезать на полста страниц, проредив словоблудие героев, то станет только лучше. Кент, Дэйс, оба Лейна, “Вознесение” — как же они все поговорить, еще поговорить, еще немного поговорить, и напоследок еще чуть-чуть поговорить. Ну вот не умеет Снайдер подавать сюжет так, чтобы не было разрывов в движухе — ему обязательно надо тормознуть действие и десяток страниц уделить “на поговорить”. Что не отменяет того, что читать его интересно.
История в комиксе законченная, но оставляет ощущение скомканной. Будто у Снайдера там был план еще на полста выпусков, а, в связи с преждевременной кончиной серии, ему пришлось трамбовать всё в один выпуск. Потому в девятом выпуске вылезают коварные пришельцы, и Лютор разом раскрывает карты, и Супермен эпично геройствует, и хэппи-энд в эпилоге прилагается.
Итого. Если бы Снайдеру дали продолжать серию, то, вероятно, она наскучила бы через десяток выпусков — уж больно проторенными тропами идет Снайдер (несмотря на новых героев). Так случилось со Снайдеровским “Бэтменом”. А так, в виде законченной истории на девять выпусков — очень даже ничего. Лучше параллельно выпускаемых серий о Супермене в The New 52.

8 / 10