вторник, 13 февраля 2018 г.

Нил Гейман - 1999 - Арлекинка

Нил Гейман - Арлекинка
Neil Gaiman - Harlequin Valentine
1999
Англия
Фантастика

Лиза Снеллинг - американский художник и скульптор. Работает с начала 90-х. Делает разнообразные фигурки, рисует иллюстрации. Еще она делает всякие подвижные... э-э... фиговины. Игрушки, модельки, что-то такое. То в стимпанковском стиле, то что-то из хоррора. Но, в целом, барышня не слишком звездная. Да что там, можно сказать, что Снеллинг широко известна в сильно узких кругах.
В 1995 году Снеллинг сделала очередную модель, под названием "Crowded After Hours". Это было крутящееся колесо обозрения, всё занятое различными уродцами. Там были дети и скелеты, акробаты и персонажи комедии масок. Справа от колеса, в отдельной будке располагался Арлекин-билетер. Колесо это - штука интересная, но не более того.
Но. Кому-то в голову пришла идея сделать по этой модели книжную антологию. Снеллинг в интервью говорила, что это ее идея, и что она сама рассылала писателям фотографии колеса, с просьбой написать рассказ о каком-нибудь персонаже. Я, конечно, верю в чудеса, но в то, что Чарльз де Линт и прочие согласились написать рассказ по какой-то игрушке, мне верится с трудом. Но, допустим.
Антология "Strange Attraction" вышла в августе 2000 года. Красивая книга, в которой к каждому рассказу была напечатана фотография того персонажа с колеса, про которого идет повествование. Для всех произведений вошедших в сборник, кроме старого эссе Харлана Эллисона и стихотворения Рэя Бредбери, это была первая публикация. Паровозами выступали Харлан Эллисон, Чарльз Де Линт, Нил Гейман и Рэй Бредбери, остальные авторы менее известные.
Еще из интересного - редактор "Strange Attraction" Эдвард Крамер, в августе 2000 года, в том же месяце, когда вышла эта книга, был арестован за домогательства к несовершеннолетним, ему повредили позвоночник в тюрьме, и следующие 15 лет он потратил на разборки с американской Фемидой. А в его поддержку выступали такие знатные авторы, как Харлан Эллисон и Энн Маккефри. Из-за всего этого "Strange Attraction" на сегодняшний момент предпоследняя из выпущенных антологий Крамера.
Нилу Гейману в этой антологии достался образ Арлекина-билетера. Спеллинг ранее иллюстрировала несколько рассказов Геймана, так что тут существует вероятность, что рассказ действительно был написан по дружбе. К тому же Гейману не составляет труда пристроить любой свой рассказ в еще несколько антологий. Уже в 2000 году "Арлекинка" вошла в антологию "Лучшее фэнтези и хоррор за год" и в одну из антологий "Mammoth Book". А в 2006 году Гейман включил рассказ в свой авторский сборник "Хрупкие вещи", в котором он с тех пор и обитает. И да, хоть "Strange Attraction" и стала для "Арлекинки" первым печатным изданием, но рассказ читался на конвенте World Horror в марте 1999 года.
Над завязкой рассказа Гейман мудрить не стал. Были на "Crowded After Hours" персонажи комедии масок? Вот вам рассказ с персонажами комедии масок. Вот Арлекин. Вот Коломбина. А вот Панталоне. А чуть позже появится Пьеро. Арлекин в трактовке Геймана - что-то вроде мелкого беса, невидимого для людей, но вмешивающегося в их судьбы для собственного развлечения. Коломбина - обычная женщина, в которую Арлекин влюблен: цель у него высокая - затащить ее в койку до конца дня. Всё это интересно, но очень умеренно. Пока в конце рассказа Гейман не переворачивает всё с ног на голову, резко переходя от легкого фантастического к кровавому мистическому (сырое сердце натощак заточить, что это, если не кровавое?). Оп-па. У Геймана просто дар какой-то, за счет одного-двух хуков поднять средний текст на пару уровней вверх.
В 2001 году по рассказу был нарисован одноименный комикс - он был опубликован отдельным выпуском в издательстве Dark Horse. На русском комикс выходил в составе сборника "Создания ночи". Комикс, кста, дрянь - смесь фотографий и графики, производит отталкивающее впечатление.
Была еще театральная постановка по мотивам "Арлекинки". Но была эта постановка в Польше, и что там поставили, я без понятия. Да и судя по скупым описаниям в интернете, театр был не шибко профессиональный, а скорее кружок любителей театра при каком-то местном КЛФ.

7 / 10