понедельник, 12 марта 2018 г.

Питер Джеймс - 1988 - Одержимость

Питер Джеймс - Одержимость
Peter James - Possession
1988
Англия
Мистика
2017, Азбука
Серия “Звезды Мирового Детектива”
352 стр., суперобложка
Формат: 60x90/16 (145x215 мм)
Тираж: 3000 экз.
ISBN: 978-5-389-11423-4

Пятый роман Джеймса, вышедший в 1988 году.
Ранее выходил на русском под названием "Зона теней".
Студент Фабиан погиб в автокатастрофе. Умер, да не упокоился. И теперь его призрак докучает матери, Алекс Хайтауэр. А у Алекс от таких проявлений сыновьей любви едет крыша.
Ранний Джеймс, тех времен, когда он еще не писал детективы. Вот и "Одержимость" - это мистика тире ужасы. Духи, голоса, падающие вещи, внезапные холод или тепло. Всё такое. То что, например, у Стивена Кинга получалось хорошо, то у Джеймса не получилось от слова "совсем". С Кингом этот роман Джеймса роднит разве что болезненная внимательность к деталям - вино, одежда, еда, предметы мебели, и так далее. Впрочем, по прочтению романа осталось ощущение, что Джеймс всё это описывает исключительно для наращивания объема. Потому как количество событий в произведении иначе было на роман не растянуть. Если отвлечься от Кинга, то больше всего "Одержимость" похожа на ранние беспомощные произведения Дина Кунца.
Вот смотрите. В дом Алекс явился дух сына. И хулиганит в нем потихоньку. И всё. Все вводные даются в первые полсотни страниц, а далее начинается топтание на месте. Ну должна же быть в романе какая-то движуха? Нагнетание какое-нибудь. Возрастающее напряжение. А в "Одержимости" ничего такого нет.
Беспокоит дух? Надо поговорить с мужем. Затем поговорить с медиумом. Затем со священником. Затем поговорить со знакомым писателем-ученым. Кончились персонажи? Фигня, просто повторим разговоры с этими же персонажами еще раз. Медиум проведет спиритический сеанс. Муж утешит. Священник откажет в обряде экзорцизма. Писатель поддержит морально. Ну а раз книга всё никак не кончается, то повторим разговоры всё о том же еще разок. И всё это время Алекс беспокоит призрак, но делает он это очень вяло и однообразно.
В романе есть детективная линия, завязанная на биологического отца Фабиана, его друга Отто и его бывшую подружку Кэрри, но она такая хиленькая, что интереса не вызывает. При этом несколько действительно важных для повествования фактов написаны какими-то короткими фразами, и их легко пропустить. То есть, как о сортах вина тереть, так это пара страниц, а как речь о том, за что Босли упекли в дурку, так всего пара предложений.
Финал романа скомканный, дерганный. И невнятный. Вроде просто всё, но Джеймс умудрился это в такой манере написать, что остаются сомнения - а правильно ли я вообще всё это понял? То ли да, то ли нет, то ли к чему вообще всё это.
Джеймсу лучше удаются детективы, чем мистика, но чтобы понять это, писателю понадобилось почти два десятка лет. А "Одержимость" тридцатилетней давности - та еще муть, которую и переиздавать-то не стоило.

3 / 10