пятница, 2 марта 2018 г.

Джек Макдевит - 2004 - Полярис

Джек Макдевит - Полярис
Jack McDevitt - Polaris
2004
США
Фантастика
2014, Азбука
Серия “Звезды Новой Фантастики”
384 стр., суперобложка
Формат:  60x90/16 (145x215 мм)
Тираж: 4000 экз.
ISBN: 978-5-389-07092-9

Одиннадцатый роман Макдевита и второй роман из цикла об Алексе Бенедикте, вышедший в ноябре 2004 года.
Первые семь выпущенных романов Макдевита были изначально внецикловыми. Затем автор взялся клепать продолжения. Сначала, в 2001 году, вышел роман "Обреченная", который стал продолжением романа "Двигатели бога" 1994 года. К настоящему времени эти два романа, плюс еще десяток, называются циклом "Космоархеологи". А в 2004 году Макдевит выпустил "Полярис", который стал продолжением романа "Военный талант" 1989 года - так появилась серия о Бенедикте, в которую сейчас входят уже семь романов.
Да и вообще Макдевит сильно ускорился - первые 7 романов он писал 15 лет, а за следующие 15 лет он написал уже 15 романов - поднятый Дэном Брауном интерес к тематике криптоистории был слишком велик, чтобы не поймать эту войну. Только Браун рассказывает всякую фигню об истории на Земле, а Макдевит раскрывает тайны в далеких-далеких галактиках.
Итак, главные герои - Алекс Бенедикт и Чейз Колпат. Парочка торговцев антиквариатом, хорошо знающих один из принципов бизнеса - старая вещь с историей продается значительно дороже, чем просто старая вещь. Потому, чтобы заработать побольше, не грех и поковыряться в архивах, изучить документы и поискать свидетелей. Вот только эти двое - люди увлекающиеся, и иногда в своих поисках они могут зайти очень далеко. Знаете, такие персонажи, которые и вопрос на ответ "42" найдут, если их это заинтересует.
Существенное отличие от первого романа, в котором рассказчик выступал Алекс - начиная с этого романа и далее во всей серии повествование идет от лица Чейз. Некоторая логика в этом есть - в "Военном таланте" эти двое были парочкой молодых авантюристов. Между выпуском "Таланта" и "Поляриса" прошло 15 лет, в временной линии Бенедикта чуть меньше, но всё равно достаточно. И персонажи повзрослели, а потому их характеры слегка изменились. Алекс стал больше походить на заматеревшего бизнесмена - любящего свет рампы сибарита. У Чейз интерес к приключением тоже несколько поугас, но энтуазиазма всё равно осталось больше чем у Алекса. И это стало больше походить на связку Ниро Вульф/Арчи Гурвин: за мозги отвечает Алекс, за ноги и умелые руки - Чейз. Да и понятно, что читать роман приятнее от лица более активного и скромного персонажа.
Сюжет. "Полярис". Это "Мария Целеста" космоса. Космическая яхта, на которой находились пилот и шесть пассажиров. Во время полета, пилот даёт в эфир сообщение, что "Полярис" направляется домой. Когда яхту нашли через неделю, на ее борту не было людей. Тщательное расследование так и не прояснило, что же случилось на "Полярисе" и куда пропали семь человек.
Шестьдесят лет спустя некоторые вещи с "Поляриса" попали в руки Бенедикта. И он решил провести свое расследование тех, давних событий. И заверте...
Детективная составляющая в романе не очень. Честно. Сейчас пойдут спойлеры, но блин. Я читал бумажную книгу, но мне вот интересно - если найти электронный файл с романом, и поиском посмотреть: сколько раз повторяется в нем фраза "продление жизни". Десятки раз, это точно, а может и за сотню перевалило. Засим, вот - на яхте был ученый, работавший над бесконечным продлением жизни (читай, бессмертием) и пять активных противников продления жизни, из-за опасений, что будет перенаселения обжитых планет. А 60 лет спустя расследованию Бенедикта активно мешают люди, очень похожие на некоторых пассажиров "Поляриса". Ну? И до фига остается вариантов для эндшпиля? Вот и Макдевит в концовке ничем не смог удивить.
Еще одним минусом романа стали чрезмерные самоповторы Макдевита из "Военного таланта". Ограбление дома Бенедикта - прямо под копирку с первого романа, включая выброшенные недалеко от дома вещи, похищенные ворами для отвода глаз. Попытка устранения героев путем порчи их скиммера - тоже есть в обоих романах. Финальная разборка в космическом сражении, при том что основное действие романов происходит на поверхности разных планет - и это тоже повтор "Таланта".
Да и вся манера повествования осталась та же - спокойное ковыряние в прошлом, через изучение документов, опросы свидетелей, как живых, так и уже покойных (через их аватары), посещение тематических мероприятий. Довеском идут разнообразные выдуманные авторы, биографы, политики, чьи цитаты всплывают по всему роману. Но это больше в плюс роману - именно за такой стиль мне и понравился "Военный талант". А здесь всё то же самое. Не хуже. Но и не лучше.
"Полярис" слабее первого романа. Слишком много повторов. Слишком обильные и поверхностные рассуждения о бессмертии. (Если пара любит друг друга, и будет жить вечно, то зачем им дети? Так мы и разберемся с перенаселением. Ну-ну.) Слишком очевидный тупняк главных героев. Не в плане поиска истины - там сработали все триггеры, что заложил автор. А в плане их расследования - наплевательское отношение к охране дома, наплевательское отношение к средствам передвижения (герои пережили в романе аж три аварии транспортных средств, и если первая была прямым нападением, то остальные два были заранее подготовленным саботажем, который можно было выявить проверкой систем. Когда летишь на другую планету, и кто-то регулярно пытается тебя убить, то логично было бы тщательно проверить свой корабль, а не героически спасаться после аварии). Короче, слишком много слишком.
Не сказать, что роман плох, но читается он только на интересе к манере изложения Макдевита, а не из-за интересного сюжета. И уж точно - "Полярис" самый слабый роман из первых трех о Бенедикте.

6 / 10