пятница, 23 марта 2018 г.

Джек Макдевит - 2008 - Око Дьявола

Джек Макдевит - Око Дьявола
Jack McDevitt - The Devil's Eye
2008
США
Фантастика
2014, Азбука
Серия “Звезды Новой Фантастики”
384 стр., суперобложка
Формат:  60x90/16 (145x215 мм)
Тираж: 3000 экз.
ISBN: 978-5-389-07775-1

Пятнадцатый роман Макдевита, четвертый роман из цикла об Алексе Бенедикте, вышедший 4 ноября 2008 года.
После выхода "Искателя", третьего романа в серии, Макдевит временно завязал с Бенедиктом, и выпустил пару романов в другой своей популярной серии, "Космоархеологи". А затем вернулся к торговцам антиквариатом и выпустил в 2008 году очередной роман о их похождениях, "Око дьявола". Но вернулся с другим настроением, и "Око" сильно отличается от своих предшественников.
Отличается не по манере письма, здесь всё традиционно: вялотекущее действие обильно разбавлено бытовухой - разговоры, приемы, еда и напитки, прочитанные книги и посмотренные фильмы, и всему этому уделяется места чуть не больше, чем сюжетной движухе. И даже обязательная для серии попытка убить Бенедикта с помощью неисправного скиммера в романе присутствует.
Макдевит с каждой книгой увеличивает масштабы происходящего. История одного человека, Сима, в "Военном таланте". Семь пропавших пассажиров в "Полярисе". Двадцать миллионов жителей Марголии в "Искателе". И два миллиарда обитателей Салуда Дальнего в "Оке Дьявола". Макдевит знает, как увеличивать масштабы на порядки. Но при таком количестве вовлеченных в историю персонажей, частные расследования Бенедикта неизбежно отходят на второй план, уступая место глобальной геополитике. И получается совсем не такой роман, на который был настроен до начала чтения.
Хотя начинается роман вполне себе классически для серии. Алекс Бенедикт получает письмо от известной писательницы в жанре ужасов Викки Грин с просьбой о помощи. Пытающийся связаться с ней Бенедикт узнает, что Викки добровольно стерла себе память. И теперь Алекс пытается узнать, что привело писательницу к такому решению, и для этого отправляется по местам ее последних поездок. Расследование приводит его на планету Салуд Дальний - самые задворки галактики.
Чуть больше, чем треть книги, идёт расследование - и здесь всё вполне классически для Макдевита - новые места, новые люди, новые следы. Хоть позже и станет понятно, что большинство следов автор добавил просто для массы, и в расследовании они не пригодятся, но всё равно интересно. Интересным же получился и Салуд - планета, на которой основной туристической заманухой служат истории о разнообразных призраках. Затем роман меняет направление, и превращается в чистое приключалово - кошки-мышки Колпат и Бенедикта с местной службой безопасности. И чуть перевалив за середину романа, главная загадка романа, связанная с "Оком Дьявола" оказывается решена.
А всё остальное место в романе разбираются, что же теперь делать с этой решенной загадкой. И уже не на уровне Бенедикта, а на уровне Конфедерации (мир людей) и Собрания (мир "немых"). С многократно увеличившимся масштабом действий - флот туда, флот обратно. Поэтому Алекс и Чейз большую часть второй половины романа проводят, как пассивные наблюдатели, кроме кратких вспышек их активности.
Читать это по прежнему интересно, но, повторюсь, ожидал то я очередной роман-квест, а получил межгалактические прения по поводу спасения целого мира (мир в данном случае - это Салуд Дальний). Да и Бенедикт в романе ушел на второй план, и действие всё больше завязано на Чейз. Да мозгов Бенедикта в этот раз и не понадобилось - он, конечно, всё понял первым, но никому не сказал, а загадка и для Чейз оказалась не сложной. Как по мне, так это косяк - доктор Ватсон не должен затмевать Холмса.
У романа есть еще один минус, и связан он с противоречиями с предыдущими романами. В течении длинной серии почти неизбежно возникают противоречия, но здесь их просто тьмы. Неоднократно упоминается, что со времен "Военного таланта" прошло четыре года, хотя в "Полярисе" были упоминания, что прошло уже больше десяти лет с времен "Таланта", а от "Поляриса" до "Ока" еще несколько лет. Я было подумал, что это по времени приквел "Поляриса", но нет - упоминаются события и "Поляриса" и "Искателя". Чейз в этом романе упоминает о самом низшем классе своей пилотной лицензии, хотя в "Искателе" она ее повышала. Про дом Гейба сказано, что он был гостиницей при Гейбе, хотя он был гостиницей задолго до Гейба. (Да и с чего бы маститому археологу превращать свой дом в гостиницу?) И прочее, прочее. На повествование это особо не влияет, просто я сейчас романы серии подряд читал, вот и мозолили глаза нестыковки.
Итого. Хороший роман, но он распадается на две части: первая - с исследованиями, вторая - с политикой. И вторая часть хуже. Да и финал, в которой миллионы людей (и не людей) забывают все обиды и начинают работать вместе после одной проникновенной речи - как-то по детски, что ли. По крайней мере, сейчас люди совсем не такие.

7 / 10