понедельник, 12 марта 2018 г.

Франк Тилье - 2009 - Переломы

Франк Тилье - Переломы
Franck Thilliez - Fractures
2009
Франция
Триллер
2018, Азбука
Серия “Звезды Мирового Детектива”
416 стр., суперобложка
Формат: 60x90/16 (145x215 мм)
Тираж: 4000 экз.
ISBN: 978-5-389-13842-1

Восьмой роман Тилье, вышедший в октябре 2009 года.
Простая история.
Есть Жюли Рокваль, соцработник при больнице, которая находит на улице человека в кататоническом состоянии. Этот человек был похищен несколько лет назад загадочным маньяком. На одеяле, которым был накрыт человек, есть следы крови, принадлежавшей некой Алисе Дехане.
А вот Алиса, номинальный главный герой произведения. Точнее, герои. Потому что личностей у Алисы несколько. Диссоциативное расстройство. Сама Алиса, ее сестра-близнец, маленький мальчик, еще кое-кто - и всё это в одном теле. Теоретически, это должно быть тайной для читателя, но это всё настолько плохо замаскированно (особенно, если это не первый прочитанный роман Тилье), что будем считать, что это и не тайна вовсе. Понятно, что Алиса как-то связана с маньяком, похищающим и убивающим людей.
А еще есть Люк Грэхем. Он психиатр. Наблюдает Алису Дехане. И он тоже как-то связан с маньяком, похищающим и убивающим людей. Потому лечащим врачом Алисы он стал не просто так.
И есть Клод. Он ебнутый. А еще он отец Алисы Дехане. И он настолько тесно связан с маньяком, похищающим и убивающим людей, что до конца не верится, что у Тилье всё окажется так просто и незатейливо.
А еще есть маньяк, похища... ну, вы поняли. И вот тут Тилье порадовал - подсказки были на виду, и буквально пять минут подумать, и можно было бы догадаться, кто есть кто - ну не было у Алисы такой личности, которая так могла бы общаться со знакомым - но я не догадался. Может быть потому, что читал не так внимательно. Очень сильно хотелось побыстрее дочитать эту мутную книгу.
Потому что Тилье накосячил. Ритм повествования с самого начала дерганный, скачущий с пятого на десятое. Нет фокусирования на каком-либо герое, и поначалу просто не понимаешь, зачем их здесь столько. Логика действия героев бывает не очень очевидна - что-то прояснится позже, что-то нет. Слишком много вещей, которые должны быть загадкой для читателя, очевидны сразу, и потому выстраивание Тилье интриги пропадает втуне. Слишком много истории болезни семьи Дехане, и слишком мало триллера в настоящем. Много флэшбеков о похищенных маньяком жертв.
Странная манера письма - практически вся книга написана в "настоящем" времени. ("Люк гасит сигарету", "Жюли проводит руками", "Алиса смотрит на часы", "Фред сжимает пальцы". Оно вроде и ерунда, но со временем начинает раздражать - будто читаешь сценарий фильма, а не роман. Жапризо, помнится, так любил писать.) Слишком ранняя развязка, после которой идет длинный и не очень нужный эпилог. После которого идет еще один эпилог, не менее долгий и еще более ненужный.
Даже странно всё это - это же не дебют Тилье. Он уже давно руку набил на разнообразных триллерах. И задумка у романа интересная, и некоторые перипетии сюжета очень хороши. Так почему же "Переломы" буквально рассыпаются на корявые эпизоды?

5 / 10