пятница, 30 марта 2018 г.

Батюшка - 2015 - Литоургиіа

Батюшка
Литоургиіа
2015
Польша
2016, Mazzar Records MZR CD 759
41:17
Black Metal

1. Ектения I: Очищение

2. Ектения II: Благословение

3. Ектения III: Премудрость

4. Ектения IV: Милость

5. Ектения V: Святый вход

6. Ектения VI: Уповане

7. Ектения VII: Истина

8. Ектения VIII: Спасение

Крошечный лейбл. Музыканты, не козыряющие своими заслугами, а, напротив, старательно скрывающие свои имена. Немассовый стиль "блэк-метал". Русскоязычное название и оформление релиза, при том, что группа не из русскоговорящей страны. И большой кипеж на несколько стран, после одного 40-минутного альбома. "Батюшка", невольно, или скорее специально, пошел по пути, протоптанном в нулевые Дэном Брауном: если нет денег на раскрутку, а очень хочется, то попробуй в своем творчестве как-то задеть церковь, а дальше попы абсолютно безвозмездно обеспечат тебе тонны пиара.
"Witching Hour Productions" - маленький польский лейбл, организованный неким Бартом из блэк-группы "Hermsh". Издаёт потихоньку блэк и дэт. Реже свой, чаще по лицензии других. И вот, 4 декабря 2015 года на этом лейбле выходит альбом никому доселе неизвестной группы "Батюшка". Играющей блэк плюс христианские песнопения. На старо-русском. А далее как-то закипело само по себе, в этих ваших интернетах. По первости, народ было решил, что группа действительно христианская. Потом какой-то священник наваял текст, где подробно разобрал особенности издания - перевернутые кресты в оформлении, и аккуратно замененные слова в прозвучавших молитвах ("он" на "я", "тебе" - "мне", вроде мелочь, но смысл меняется кардинально), и по итогам исследования записал "Батюшку" в отпетые сатанисты. Впрочем, споры о "Батюшка - сатанисты или христиане" периодически возникают снова - ибо никто ничего не подтвердил, а участники группы, в немногочисленных интервью не подтверждают и не опровергают свою принадлежность к какому-либо религиозному лагерю. Ладно, пускай будут сатанисты. Мне, в принципе, и пофиг - я не поддерживаю какую-либо конфессию.
С составом вроде как тоже со временем определились, но официально никто не подтверждал. Вроде как этот самый Барт в группе играет, под псевдонимом "Варфоломей". Плюс некий Кристоф из всё той же группы "Hermsh" играет в "Батюшке" на гитаре и басу. И еще там кто-то есть. Активно муссировался слух, что к "Батюшке" имеет отношение группа "Behemoth", но это ничем не подтвердилось, и по ощущениям, слух этот возник потому, что "Behemoth" - это самая известная польская группа сходной религиозной направленности.
"Witching Hour Productions" издавал этот альбом очень разнообразно, делая из изданий предметы коллекционирования. Было издание в деревянной коробке, и с копией той иконы, что нарисована на обложке. Был диджипак в слипкейсе. Второе издание в деревянной коробке, с разными плюшками, вроде плаката, открытки и так далее. Издание на виниле. Издание на винилах разных цветов. (Как вам веселый оранжевый цвет для пластинки с блэком?) Пара вариантов пикчер-винилов. Винил в упаковке из дерева. Издание на аудио-кассете. Деревянный бокс, в котором не просто лежали издания на кассете и диске, а прямо в дереве были предусмотрены крепления под носители. Деревянный бокс, с полностью новым оформлением, и новыми пылесборниками внутри, типа медиаторов. И постоянно лейбл изобретает что-то новое, допечатывая небольшими тиражами альбом. Что называется, не сидим и скулим - почему же нашу музыку качают из интернета - а включаем голову и думаем, как сделать так, чтобы нашу музыку покупали. Осенью 2017 года на группу обратили внимание где-то, помимо территории "СНГ и Польша", и этот альбом взялся переиздавать крупный лейбл Metal Blade. А значит "Батюшка" будет в продаже во всем мире. И это хорошо.
В России альбом взялся издавать Маззар. Издание в диджипаке вышло в мае 2016 года. Было обещано лимитированное издание в деревянном ящике, но из-за каких-то сложностей его выпуск задержался хрен знает на сколько. Я не дождался и купил обычный диджипак. 
(Может и надо было вложиться в лимитку - Маззар сделали красиво и сам бокс, и добавил в набор всякие рюшечки типа магнитов, черной свечи и футболки).
Оформление. Шестиполосный диджипак. На панелях расположились обложка (реально существующая икона, но с вымаранными лицами), треклист на фоне перевернутого креста, члены группы в виде плачущих икон, ну и тут и там разбросаны кусочки молитв. Буклет на восемь страниц, практически повторяет оформление диджипака, кроме коллективной фотографии группы на разворот (ни хрена не видно, там все в капюшонах), да на последней странице буклета очередной перевернутый крест и еще раз написан треклист. Тексты песен в издании не написаны.
Слушаем. Скоростной блэк, с редкими спокойными думовыми вставками, и типичным для жанра вокалом, представляющим собой отчаянный скрим. А выделило этот альбом, из миллиона подобных, активное использования хоровых церковных песнопений, которые звучат практически постоянно. Церковные песнопения в блэке, тот еще оксюморон, не правда ли? А получилось здорово - и альбом этот слушается на ура даже теми, кто от блэка бесконечно далек. Хотя вот разбирать альбом на запчасти - так ничего особенного. Ну стандартный олд-скульный блэк, с потрясающим ударником и жирной гитарой - но этим еще в 90-е наслушались. Правда, в 90-х ни у кого не было такой чистой записи - это тоже выделяет "Батюшку" из сомна.
И не сказать, что фишку с молением другие группы не использовали раньше. Было такое, и у многих, но всегда речь шла о секундах или, в крайнем случае, минутах на альбоме - как интро, или в коде. Но "Батюшка" взяли это за основу и довели до абсурда. А там уж - взлетит/не взлетит. Взлетело. 
Каких-то отдельных хитов на альбоме нет, он легко слушается полностью, но мне более остальных нравятся песни с 3 по 7.
Итого. Да, скорее всего, проект заведомо коммерческий. Да, скорее всего, проект одноразовый - я сомневаюсь, что второй раз получится так же круто. Но альбом получился дюже слушабельным. Это раз. И два - на мелком лейбле у неизвестной никому группы вышел альбом, который стал одним из самых обсуждаемых релизов последних лет - это заслуживает уважения.
9 / 10