пятница, 2 марта 2018 г.

Sonata Arctica - 2002 - Songs of Silence - Live in Tokyo

Sonata Arctica
Songs of Silence - Live in Tokyo
2002

Финляндия

2002, Fono FO160CD
60:12
Power Metal
discogs


  1. Intro
  2. Weballergy
  3. Kingdom For a Heart
  4. Sing in Silence
  5. False News Travel Fast
  6. Last Drop Falls
  7. Respect the Wilderness
  8. FullMoon
  9. The End of This Chapter
  10. Replica
  11. My Land
  12. Black Sheep
  13. Wolf & Raven
В отличие от многих скандинавских групп, записывающих альбомы так, чтобы участники коллективов не отрывались от основной работы, и дающих концерты по три раза в год по окрестным селам, Соната сразу же встала на плотные концертные рельсы. Уже после выхода дебютника ребята мотанулись в длительный тур - больше пятидесяти концертов. Выступали они, в основном, на разогреве у Stratovarius, но зато объездили всю Европу, да и Страты в то время были дюже популярной командой.
Затем Соната прервалась на запись второго альбома, и после его выхода снова отправилась на гастроли. Где-то группа снова была на подтанцовке у более именитых товарищей, но всё больше Соната давала сольные концерты. В рамках того тура, в сентябре 2001 года, Соната впервые посетила Японию, и дала там четыре концерта. Из них два состоялись в Токио, 3 и 4 сентября, в клубе Shibuya On Air East. Клуб на тысячу человек, в 2002 году был закрыт на пару лет, на реконструкцию. Сейчас снова работает, но вроде уже под другим названием.
Второй токийский концерт было решено выпустить в виде первого официального концертника группы. Концертник после двух первых альбомов? Спорно, но допустим.
Вышел "Songs of Silence - Live in Tokyo" в 2002 году, но даты выхода в разных странах растянулись на весь год: в Японии он вышел в марте, а в разных европейских странах издания были в июле, сентябре и ноябре. И разные издания слегка отличались треклистом. А вот.
Всего на том концерте прозвучало 18 песен. Самое полное издание - первое японское (и точно такое же еще было в Южной Корее). Оно выходило на двух дисках и у него была альтернативная обложка. Вот на том издании было 16 песен с токийского концерта - на диски не попали прозвучавшие песни "Revontulet" и "Wind Beneath My Wings" (обе песни каверы, так что их отсутствие можно объяснить), зато была добавлена студийная версия песни "Peacemaker", ранее выходившая как би-сайд на сингле "Wolf & Raven". В 2012 году японцы на очередном переиздании выкинули "Peacemaker",  остальные 16 утрамбовали на один диск - и выпустили его как SHM-CD. (В этом формате мне больше видны старания маркетологов, чем реальные улучшения звука, поэтому он - мимо меня. Если только случайно не прибьётся.)
Но до 2012 года у концертника в Японии было еще несколько переизданий, и тоже без второго диска - на них было по 14 песен: из сетлиста еще убрали "Blank File" и "Land of the Free".
А на различных европейских изданиях, выходивших в 2002 году и позже, было еще на одну песню меньше: исключили также "The Power of One".
Вот такое, 13-песенное, издание и было лицензировано в России - в 2002 году этот концерт был издан у нас Фоно, по лицензии финнов Spinefarm. Русскую лицуху я тогда и купил.
Оформление. Джевел. Буклет - раскладка на шесть страниц. С одной стороны раскладки - обложка и фотоколлаж. С другой - снова кучка фото, состав и информация о записи. На инлее напечатаны многочисленные "спасибо" на фоне фотографии группы. На заднике - треклист и рисунок с книжкой (рисунок не уникальный, я где-то еще его видел, но вот не могу вспомнить где).
Слушаем. Концертник после двух первых студийных альбомов имеет смысл выпускать, если альбомы были записаны плохо и появилась возможность записать лайв с хорошим звуком. Или у группы много бесхозных песен, которые уже не могут (или не хотят) записывать в студии, но играют их на концертах. Или группа на концертах даёт такого джазу, что студийная запись не состоянии передать их энергетику. Или группа - джедаи импровизации, и концертное исполнение сильно отличается от студийных версий. 
Что из вышеперечисленного относится к Sonata Arctica и  "Songs of Silence - Live in Tokyo"? Ничего. Так что и смысла большого в этом издании нет.
У Сонаты на тот момент были выпущены два альбома - слегка дилетантский, но обаятельный "Ecliptica" и зело профессиональный, но нудный "Silence". Вот песни с них, и только с них, и составили треклист этого диска - с перекосом в сторону второго альбома: с "Ecliptica" здесь только четыре песни, остальные девять с "Silence".
Песни играются под копирку с альбомных версий, причем играются настолько чисто и профессионально, что появляются мысли о избыточном пост-продакшне. Не, я верю, что Томми Портимо, это второй Дэйв Ломбардо, но в 20 лет отстучать весь концерт без единой помарки? Так же и по остальным музыкантам. Короче, я верю, но не слишком. Вот у кого в работе слышны изменения по сравнению со студийными записями - это вокалист Какко. И эту изменения в худшую сторону - понятно, что в той же "Wolf & Raven" он не потянул уберскорости студийной работы - это нормально, но ведь гражданин косячит и в других треках - голос есть, а пользуется он им не очень.
Еще талантливые мастера со студии Finnvox так вылизали запись, что от концертного драйва там не осталась и следа - это и плюс, и минус, но я предпочитаю на концертниках слегка грязноватый звук. Хочется ведь "Live After Death", а не якобы концертный "Шабаш". А тут что? Будто на минуса со студийников наложили новый вокал Какко, да добавили кое-где шум голосов японских поклонников.
Итого. Профессионально. Чисто. Скучно. Да и "Silence" не настолько хороший альбом, чтобы переслушивать еще и его лайв-версию.

4 / 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий