вторник, 17 апреля 2018 г.

Агата Кристи - 1936 - Убийство в Месопотамии

Агата Кристи - Убийство в Месопотамии
Agatha Christie - Murder in Mesopotamia
1936
2018, Hachette
Коллекция Агата Кристи, Выпуск 59
272 стр.
Формат:  84x104/32 (125x200 мм)
Тираж: 7800 экз.
ISBN: нет

На археологических раскопках близ Хассани, в Ираке, происходит убийство. К счастью для местных следователей через Хассани проезжал Эркюль Пуаро, направляясь из Сирии в Багдад.

Спойлеры.


Кого убили? Луиза Лейднер, Энн Джонсон
Как убили? Удар по голове, отравлена
За что? Месть
Кто? Эрих Лейднер (настоящее имя Фредерик Боснер)
Что с преступником? Предположительно арестован (в книге про это не говорят)

Двенадцатый роман об Эркюле Пуаро, вышедший в июле 1936 года.
(На самом деле журнальный вариант романа был полностью опубликован в конце 1935 года в США, но исторически сложилось, что во всех библиографиях стоит дата первой книжной публикации, то есть 1936 год.)
В 1936 году у Кристи вышло три романа, и все три о Пуаро. "Убийство в Месопотамии" был средним из них, и это был такой водораздел творчества. Смотрите. Первый вышедший в 1936 году роман был "Убийства по алфавиту" - и это был последний из романов с Гастингсом. (Позже выйдут еще два романа с этим персонажем, но "Немой свидетель" был переработкой раннего рассказа, и безболезненно для повествования Гастингса удалить не получилось бы, а "Занавес" - это подведение итогов для Пуаро, с понятным появлением там Гастингса). Так что всё, первая эпоха творчества Кристи была завершена и постоянный заменитель доктора Ватсона при Пуаро уже не требовался. Третий роман 1936 года - "Карты на столе", и это был первый роман о Пуаро, в котором появилась Ариадна Оливер. Которая позже будет появляться снова и снова.
А "Убийство в Месопотамии" - это поиск новой формы. Роман написан от первого лица. (Постепенно Кристи от этого отходила всё дальше и дальше.) Роман написан от лица Эми Ледерен - свидетеля событий, не связанного с Пуаро, и единственный раз появляющейся в творчестве Кристи. (Пуаро говорит Ледерен, что подозревает в убийстве и ее, и кажется, что писательница так подшучивает над читателями, заранее проведшими параллели между этим романом и "Убийством Роджера Экройда".) Роман написан, как воспоминания о событиях четырехлетней давности - нечасто используемый ход Кристи, но это скорее было сделано вынуждено: Кристи была в Ираке в 1930 году, в 1932 году Ирак провозгласил независимость, и хоть англичане оттуда сразу не ушли, но некоторые реалии поменялись, так что Кристи предпочла написать о тех временах, о которых помнила сама.
Чего еще? В романах Кристи Пуаро либо присутствует на месте совершения преступления заранее и знаком со всеми действующими лицами, либо приезжает позже и знакомится со всеми в течении расследования. В "Убийстве в Месопотамии" эти два подхода совмещены - Пуаро приезжает после убийства, но знакомство с персонажами и все предшествующие убийству события показаны через Ледерен.
Еще в романе показано "убийство в запертой комнате" - жанр, в котором в те годы джедайствовал Карр, но к которому редко обращалась Кристи.
Герои у Кристи в этом романе получились - может быть потому, что ряд персонажей романа был списан с реальных людей, участвовавших в археологических раскопок в Ираке. Кристи не так часто отказывалась от своего типового набора болванчиков, что у нее кочевал из романа в роман.
Вполне традиционно для лучших романов Кристи, в "Убийстве в Месопотамии" есть несколько вбоквельных линий, запутывающих расследование. Это наркомания одного персонажа и мошенничество с артефактами другого.
Короче. Отлично. Прекрасно. На уровне лучших романов Кристи. Почти до самого конца. И бредовой концовкой Кристи всё это великолепие слила. Не, я всё понимаю, но поверить в то, что женщина не узнала своего первого мужа, и вышла за него замуж во второй раз, прожила с ним несколько лет и всё равно не узнала, а потом муж (первый и второй в одном лице) ее убил, я не могу. Вот никак не могу.
Итого. Очень хороший роман, который слегка подпортила концовка.

7 / 10