среда, 18 апреля 2018 г.

Агата Кристи - 1962 - И в трещинах зеркальный круг

Агата Кристи - И в трещинах зеркальный круг
Agatha Christie - The Mirror Crack'd from Side to Side
1962
2018, Hachette
Коллекция Агата Кристи, Выпуск 57
284 стр.
Формат:  84x104/32 (125x200 мм)
Тираж: 8400 экз.
ISBN: нет

У особняка Госсингтон-Холл в деревне Сент-Мэри-Рид новый владелец - звезда экрана Марина Грегг. Во время приема, устроенного Мариной, кто-то отравил одного из гостей.

Спойлеры.


Кого убили? Хизер Бедкок, Элла Зелински, Джузеппе
Как убили? Отравлены, застрелен
За что? Месть
Кто? Марина Грегг
Что с преступником? Покончила с собой (или ей помогли, или несчастный случай - в романе не объясняется)

Восьмой роман о мисс Марпл, вышедший в 1962 году.
Последние убийства в Сент-Мэри-Рид. Кристи и дальше писала о мисс Марпл, но позже старушка всегда куда-то уезжала из родной деревушки для новых расследований. А массовый мор людей в Сент-Мэри-Рид прервался после этого романа.
"И в трещинах зеркальный круг" - это очередной роман Кристи о смерти в большом семействе. Ну, знаете, всё как обычно - патриарх и его большая семья, плюс все приближенные, в большом особняке. Тематика больших особняков в творчестве Кристи потихоньку отмерла, но в этом романе она вернулась к этой фишке, сделав местом действия Госсингтон-Холл - особняк, в котором за двадцать лет до этого романа уже было совершенно убийство (роман "Труп в библиотеке"). А роль патриарха в "Зеркале" была примерена на Марину Грегг - стареющую актрису. Именно Марина является центром повествования, а окружают ее мужья, дети, партнеры, враги и друзья. И вот на территории Марины происходит убийство женщины, на первый взгляд никак не связанной ни с Мариной, ни с ее кругом.
Где-то в этот момент в книге должен начаться детектив. А он всё не начинается, и не начинается. Потому как Кристи решила сконцентрироваться на пустых разговорах. Милые посиделки дам преклонного возраста. Вялотекущее переругивание разных поколений. Многословное брюзжание. Причем причины раздражения Кристи понятны. В начале 60-х она была сильно недовольна, что американские киностудии стали относится к ее произведениям без должного пиетета и стали клепать экранизации ее романов с юмористическим уклоном. Так что в "Зеркале" Кристи позволила себе говорить о киноиндустрии через губу. Второй точкой приложения недовольства Кристи стала застройка Англии. 60-е же, минус особняки и деревни, плюс туанхаусы, высотки и уплотнительная застройка. Для викторианской старушки Кристи такое, что серпом по короне, так что в этом романе она сполна выплескивает свое раздражение.
(Муссировать тему, что причину для убийства Кристи позаимствовала из реальной жизни, неохота. Об этом достаточно в интернете написано.)
И за всем этим пустословием детективная составляющая как-то потерялась. Не, есть там и еще убийства, и какое-то подобие расследования, но это всё не то. И убийство в романе не продуманное, как обычно у Кристи, а спонтанное. И с подозреваемыми голяк. И с маскировкой и ложными следами не очень - как-то всё слишком просто и незамысловато. В общем, создалось впечатление, что в этом романе Кристи была сосредоточена на другом.
И в конце нет традиционной для романов с Марпл ловушки для убийцы. Да и разъяснения случившегося от Марпл происходят уже после того, как с убийцей было уже всё решено. И несмотря на, Кристи пока еще было приятно читать.
Итого. Роман переходного периода - от предшествующих ему сильных романов, к поздней невменяемости.

6 / 10