четверг, 5 апреля 2018 г.

Агата Кристи - 1966 - Третья девушка

Агата Кристи - Третья девушка
Agatha Christie - Third Girl
1966
2017, Hachette
Коллекция Агата Кристи, Выпуск 43
320 стр.
Формат:  84x104/32 (125x200 мм)
Тираж: 9300 экз.
ISBN: нет

К Эркюлю Пуаро обращается Норма Рестарик. Норма утверждает что кого-то убила, но не помнит где, когда, кого и как. По этим куцым вводным бельгийский сыщик начинает расследование.

Спойлеры.


Кого убили? Луиза Шарпантье, Дэвид Бэйкер
Как убили? Выпала из окна, зарезан
За что? Деньги
Кто? Фрэнсис Кэри (она же Мэри Рестарик), Эндрю Рестарик (он же Роберт Оруэлл)
Что с преступниками? Арестованы

Тридцатый роман об Эркюле Пуаро, вышедший в ноябре 1966 года.
Один из последних вменяемый романов Кристи, когда в повествовании еще можно проследить какую-то логику. Вменяемый еще не значит хороший - нет, поздняя Кристи, как обычно, многословна и сконцентрирована не на расследовании, а на поговорить о всяком разном.
Расследование без очевидного преступления. В поздних романах Кристи такой подход стал одним из основных - в "Немезиде" тоже большую часть романа пытаются определить что за преступление совершенно, в "Слонах, умеющих помнить" и "Вратах судьбы" преступления настолько старые, что обычное для детективов расследование особого смысла не имеет. Вот и в "Третьей" большую часть романа вопрос идет не о расследовании, а о "а был ли мальчик?", в смысле убийство.
Роман многословен в части отвлеченных тем. На дворе 1960-е, Кристи уже крепко за 70, и устами своих пожилых героев, Пуаро и Оливер, она описывает окружающую действительность. Что-то ей нравится, что-то нет, но к детективу это имеет опосредованное отношение.
Детективный же сюжет имеет сильные и слабые стороны. Сильные - такого преступления у Кристи еще не было, что на фоне того, что практически все поздние романы в этом плане являются перепевками ранних произведений, является большим плюсом. Преступная пара, каждая половинка которой притворяется кем-то другим - это оригинально. Слабые стороны - чрезмерная чехарда с переодеванием. Поверить в то, что одна женщина играет две разные роли на протяжении долгого времени, и никто этого не замечает, включая Пуаро и падчерицы этой женщины, не получается. Плюс рояли в сюжете, типа удачно найденного письма Ариадной Оливер - вот так, топтались-топтались на месте, и вдруг случайно продвинулись вперед. Это уже технические недоработки Кристи.
Итого. Из романов о Пуаро - это последний по времени написания нормальный. Что не отменяет того, что до ранних романов он не дотягивает.

7 / 10