понедельник, 2 апреля 2018 г.

Агата Кристи - 1976 - Спящий убийца

Агата Кристи - Спящий убийца
Agatha Christie - Sleeping Murder
1976
2017, Hachette
Коллекция Агата Кристи, Выпуск 50
256 стр.
Формат:  84x104/32 (125x200 мм)
Тираж: 8800 экз.
ISBN: нет


Гвенда Рид с мужем Джайлсом впервые с своей жизни приезжают в Англию и покупают дом. Вот только Гвенде начинает казаться, что она уже была в этом доме раньше. А позже Гвенда вспоминает об убийстве, которое когда-то было совершенно в этом доме на ее глазах. Разобраться с тараканами Гвенды берется мисс Марпл.

Спойлеры.



Кого убили? Элен Холидей, Лейони (обе за 18 лет до начала событий романа), Лили Кимбл
Как убили? Задушена, отравлена, задушена
За что? Сумасшествие
Кто? Джеймс Кеннеди
Что с преступником? Арестован


Тринадцатый и последний роман о мисс Марпл, вышедший уже после смерти писательницы.
Со "Спящим убийцей" та же история, что и с "Занавесом" - оба были написаны в 1940-х, и убраны в сейф. Они были запланированы, как последние романы о Пуаро и Марпл. Кристи убрала их в долгий ящик, как страховку для своих родственников - если бы с ней что-то случилось за время войны, то романы должны были опубликовать, а доход от них поделить между ее родственниками: гонорар от "Занавеса" должен был пойти ее дочери Розалинде, а от "Спящего убийцы" - мужу Максу.
Кристи войну пережила, но романы так и остались неопубликованными. И лишь в 1975 году, когда Альцгеймер догнал старушку, и раз писать она уже больше не могла, то она дала разрешение на публикацию этих двух романов. "Занавес" успели опубликовать еще при жизни писательницы, а вот "Спящего убийцу" не успели - Кристи умерла в год публикации романа, 1976, но на несколько месяцев раньше.
При чтении казалось, что вся эта история с написанием романа за 30 лет до публикации, не более чем рекламный трюк. Уж слишком жалкими получились последние романы Кристи, и информация о том, что публикуется не свеженаписанный роман сильно сдавшей писательницы, а что-то старое, могло подстегнуть продажи.
Да и расследование убийства, произошедшего когда-то давно - это больше похоже на позднюю Кристи. Не, и раньше Кристи писала о старых убийствах, но три последних романа писательницы по времени написания, "Немезида", "Слоны умеют помнить" и "Врата судьбы", повествовали именно об очень старых убийствах, и "Спящий убийца" отлично в такую компанию вписывался, ведь речь в нем идет о расследовании убийства восемнадцатилетней давности.
Но оказалось нет. Во-первых, биографы Кристи достаточно подробно разобрали этот роман и историю его создания, так что о подлоге речь не идет. Там правда до сих пор спорят о точных годах, но кажется, что дело было так - роман действительно был написан в 1940, а затем, возможно, несколько раз дорабатывался. В последний раз, возможно даже в 1950-е. Во-вторых, и это я понял уже после прочтения - роман написан значительно лучше, чем совсем беспомощные "Немезида", "Слоны умеют помнить" и "Врата судьбы".
Роман действительно хорошо написан, без провисаний и повторов, в духе лучших романов Кристи. Единственно, что пока роман лежал в сейфе, Кристи успела идеи из него надергать в другие романы. Основная мысль - а было ли убийство? Кроме Гвенды в этом никто не уверен - официальная версия гласит, что Элен просто уехала. Позже подобные мотивы всплывут в "Немезиде". Мисс Марпл отговаривает Гвенду от ковыряния в прошлом, чтобы не будить "спящего убийцу". Практически дословно все эти слова перекочуют в "Горе невинным". Убийца, задержанный при попытке совершения очередного преступления - Кристи подобный прием будет использовать в каждом втором романе о мисс Марпл. (Ну не подходило старушке из Сент-Мэри-Рид выступления с изобличением перед толпой подозреваемых, в отличии от Пуаро.)
В общем, достойный уровень в романе выдержан. В качестве изюминок в книге есть две вещи. Первое - основными действующими лицами романа являются Гвенда и ее муж Джайлс, и именно они занимаются расследованием, а мисс Марпл присутствует где-то на обочине сюжета, появляясь только в ключевых местах. Это объяснимо - на момент написания романа, Марпл еще не была супер-звездой книг Кристи - к 1940 году она появлялась всего в одном романе, "Убийство в доме викария", вышедшем за десять лет до этого. Это потом уже Кристи напишет про нее целую серию романов. (Это меня тоже удивляло - зачем писать "последний" роман про еще нераскрученного героя?) Второе - мотивы убийцы. Сумасшествие, точнее болезненная страсть, но не суть. Не самый частый мотив в творчестве Кристи.

8 / 10