воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Хвост & АукцЫон - 1992 - Чайник вина

Хвост & АукцЫон
Чайник вина
1992
Россия
2013, Геометрия GEO062CD, GEO063CD, GEO032DVD
CD1: 43:05 CD2: 41:03 DVD: 
Avantgarde
discogs
История "Чайника вина" описана в интернетах достаточно подробно, хоть со временем участники событий и стали слегка путаться в показаниях. Если вкратце, то в 1989 году музыканты АукцЫона, будучи на гастролях во Франции, в кабаке познакомились с Алексеем Хвостенко, иммигрантствующим художником и поэтом, который к тому времени уже больше десяти лет, как свалил из Совковии.
Знакомство продолжилось и после кабака, когда музыканты какое-то время жили у Хвостенко дома. Хвост им играл на гитаре свои песни (точнее, часть песен были полностью за авторством Хвостенко, а часть песен являлись положенными на музыку стихами Анри Волохонского, друга Хвоста, еще одного поэта-иммигранта). Предводитель АукцЫона, Федоров, загорелся идеей записать песни Хвоста с своей группой. Хвост какое-то время поломался - не потому, что не хотелось, а просто во Франции времени у "АукцЫона" не было, а в Россию Хвост был не ездок. Позже Хвост записал под гитару пару десятков набросков песен и эта запись уехала в Россию с Федоровым. А в России эта идея благополучно умерла на пару лет. АукцЫон здесь, Хвостенко там. В 1992 году Хвост приезжает в Россию, пока не на совсем, а в гости, но начало было положено. И вроде как сам Хвост напомнил Федорову о планах на альбом. И за пару недель зимой 1992 года АукцЫон и Хвост записывают "Чайник вина".
Первый тираж был на виниле. Но это уже была не "Мелодия", а какое-то общество "Ладъ", и виниле не было вообще никаких отметок о производителе: белый конверт с черным рисунком, на обороте просто трек-лист и только на яблоке был какой-то каталожный номер 30011 (а на обороте 30012). Посмотришь и мимо пройдешь - пиратка-пираткой. Примерно тогда же альбом был издан на CD фирмой BSA (это которые тиражи печатали за границей, а стоили их диски очень неплохих денег). Через несколько лет альбом переиздала фирма SNC. (Но этот тираж тоже было еще поискать.) А в 2000 году альбом издал Moroz Records и вот это издание было уже более-менее доступно. (Вот это издание у меня было, да сгинуло.) В 2003 году альбом переиздала Мистерия Звука, первый раз в диджипаке. И осенью 2013 года "окончательное" издание в боксе выпустила Геометрия. Мимо издания Геометрии я пройти не смог, и купил "Чайник вина" снова.
Оформление. Картонный бокс. Обложка сделана как стерео-открытка. Внутри бокса лежат:
- Восьмипанельный диджипак с двумя дисками. С одной стороны диджипака обложка и задник, повторяющие оригинальный винил, а еще на двух панелях треклисты, составы и информация о записи. С другой стороны диджипака пара панелей с фотографиями и диски на непрозрачных дискодержателях.
- Разворотный конверт с ДВД диском. Снаружи конверта обложка (черная фигура Хвоста - как на обложке альбома, но с гитарой), а на обороте фотография Хвоста и треклист ДВД. На развороте конверта фотография статьи из газеты "Вечерний Петербург" за 1992 год о приезде Хвоста в Россию, и фотография Хвоста с какими-то гопниками (простите, богемой).
- Буклет на 28 страниц. (Буклет сделан по размерам бокса и больше на пару сантиметров стандартных CD-буклетов). В буклете тексты всех песен, и куча фотографий, как постановочных, так и из "реальной" жизни. 
- Постер с ксерокопией еще одной статьи из старой газеты о приезде Хвостенко в Россию, 26 на 33 см.
- И стандартная реклама прочей продукции Геометрии
Слушаем. Прежде всего "Чайник вина" - это не альбом АукцЫона на чужие стихи. Это альбом Хвостенко, просто записан он при поддержке музыкантов АукцЫона. И дело даже не в том, что он здесь поет (а штатный вокалист группы, Федоров, ограничивается небольшими подпевками в нескольких песнях). Просто сама структура песен такая, бардовская. Голос и акустическая гитара. А всё многообразие инструментов АукцЫона лишь добавляет аккуратных виньеток к акустической гитаре, но не забивает ее.
А Хвост... Хвост велик. Запоминающийся хриплый голос. Цепляющие стихи. Не все, конечно, какие-то показались откровенной мутью. Но те, что зацепили, те зацепили надолго. "Орландина", "Конь унес любимого" - это то, что долго звучало на концертах Федорова. "Тайна", "Слепой", "Мы всех лучше", "Чайник вина" - то, что в рамках обычного музбизнеса назвали бы хитами. Многие другие. На диске одна бонусная песня - "Чайник вина" в другой версии, без гитары и флейты, исполненный практически а-капелла Хвостом под незначительные фоновые шумы.
Второй диск - это упоминавшаяся выше демо-запись песен Хвоста. Хвост поёт свои песни под гитару, чтобы отдать запись Федорову для дальнейшего допиливания. Двадцать песен за полчаса. Большинство песен не полностью - Хвост поет начало, или начало и окончание, только чтобы было понятно, с каким материалом работать. Запись херовая, но не суть - во-первых, на этом диске есть несколько вещей, которые я больше и не слышал нигде, а во-вторых, не очень трезвый Хвост чрезвычайно душевно поёт свои песни в домашних условиях. В конце диска записано интервью Хвоста на десять минут - о себе, о "Чайнике", да обо всем. Тоже интересно послушать.
Смотрим. На ДВД записаны две программы. Одна - запись какой-то телевизионной передачи на 35 минут. Рассказывают о Хвосте, и показывают отрывки с какого-то концерта. Мне не понравилось: и концерт какой-то излишне грузящий и в зале сидит какое-то унылое говно. И всё это навевает только скуку.
Вторая программа, напротив, излишне весела. Это запись какого-то домашнего застолья, на 32 минуты, во время которого у Хвоста пытаются брать интервью. Народ веселится, бухает, а в конце Хвост поет несколько песен.
Итого. Ну, что - после "Чайника" оказалось, что в богема состоит не только из человеческого мусора, как минимум один стоящий человек там есть. Точнее, был. Алексей Хвостенко умер в 2004 году. А "Чайник" остался великолепным памятником одной из граней его творчества.

9 / 10