четверг, 5 апреля 2018 г.

Нил Гейман - 2004 - Marvel. 1602

Нил Гейман - Marvel. 1602
Neil Gaiman - Marvel. 1602
2004
2018, АСТ
Графические романы Нила Геймана
224 стр., твердая обложка
Формат:  70x108/16 (170x260 мм)
Тираж: 3000 экз.
ISBN: 978-5-17-099634-6

"Marvel. 1602" - лимитка из восьми выпусков, выходившая с ноября 2003 года по июнь 2004 года.
Нил Гейман сотрудничал с Marvel и до этой серии, но то были поделки, созданные по случаю - комикс по альбому Элиса Купера и пафосная муть про атаку 9 сентября 2001 года. В общем, ни о чем. Но после успеха "Американских богов", Marvel пригласил Геймана сотрудничать, как звезду. Без контроля и навязанного сюжета - просто сказали "сделай красиво". Гейман тогда придумал "1602".
Идея в "1602" простая, и не Гейманом придуманная - современные супергерои в не своем времени. Почему именно 1602 года? Гейман говорил, что комикс планировался к печати в 2002 году, так что дата была выбрана по этим соображениям - ровно на 400 лет назад. Комикс начали печатать в конце 2003 года, но название было уже не поменять - Гейман привязал события комикса к конкретным историческим событиям (смерть Елизаветы, произошедшая в середине комикса, и в реальности произошла 24 марта 1603 года).
Гейман взял несколько десятков марвеловских героев и поместил в другое время. Магнито - инквизитор, Ник Фьюри - королевский шпион, доктор Стрэнж - врач при дворе Елизаветы, Фантастическая четверка - мореплаватели, и так далее. Так что первый уровень книги - посмотреть на знакомых героев в новой обстановке.
Но, к счастью, Гейман вписал этих персонажей во вполне приличную историю - и это второй уровень книги. История, в которой исторические события (смерть Елизаветы, коронация Якова) переплетаются с событиями вымышленными (реально существовавшая колония Роанок, но не погибшая, как на самом деле, а развивающаяся). История, в которой реальных Тюдоров сменяют реальные Стюарты, но им грозит комиксная Латверия. История о возможном конце Вселенной, вызванная временными разрывами, и попадэнце по имени Роджас.
Историю можно оценить так - я вот после прочтения подумал, а что было бы с книгой, если бы в ней не было Сорвиголовы, Ксавьера и Джин Грей, а их заменили бы на абстрактных ведьм и колдунов? По ощущением, истории бы от этого не только не поплохело, а наоборот, только на пользу бы пошло. И уж точно книгу можно читать, не зная, кто такие Зверь и Ангел, и не отличая Циклопа от Тора. (Хотя в конце книги Гейман обосновал всё происходящее безумие, и вернул всё на круги своя. То есть получилась не просто абстрактная история со знакомыми персонажами, а история вполне вписывающаяся в марвеловский канон.)
Нарисовал комикс Энди Кьюберт. (Это который позже в одно лицо нарисует "Флэшпойнт".) Нарисовал великолепно - помимо качественного рисунка, Кьюберт накидал в рисунки стилизации под средневековые гравюры, что только добавляет гармонии между текстом и изображением в книге.
Хороший комикс, но в творчестве Геймана это даже не одна из вершин, а так, проходнячок гонорарный. "1602" получил несколько продолжений, но все без участия Геймана. А жаль - на моей памяти это одна из вменяемых историй о попадэнцах за последние двадцать лет.

8 / 10