среда, 4 апреля 2018 г.

Пьер Леметр - 2011 - Алекс

Пьер Леметр - Алекс
Pierre Lemaitre - Alex
2011
Франция
Триллер
2014, Азбука
Серия “Звезды Мирового Детектива”
384 стр., суперобложка
Формат:  60x90/16 (145x215 мм)
Тираж: 4000 экз.
ISBN: 978-5-389-07331-9

Четвертый роман Леметра, второй в серии о Камиле Верховене, вышедший в феврале 2011 года.
Книги о маньяках в последние пару десятилетий превратились в унылое болото, и чтобы выцепить в этом болоте хоть что-то необычное, еще надо потрудиться. В качестве примера необычных романов последних лет можно привести триллеры Леметра. Первый роман о Верховене отличался необычным ходом с книгой, написанной маньяком, и жесткой концовкой. Второй, "Алекс", вроде бы повествует всё о том же - полиция разыскивает маньяка. Вот только до самого конца полицейские не могут определиться, за каким именно маньяком они охотятся.
"Алекс" - роман-перевертыш. В этом его сила - такое редко где прочитаешь. В этом и его слабость - дерганное повествование, не дающее сконцентрироваться, полностью подчинено сюжетным изгибам.
Итак. Алекс - молодая женщина, которую прямо на улице похищает незнакомый мужчина. Похищает и сажает в клетку. Первая часть романа посвящена Алекс в плену. Отчаяние похищенной, ожидание смерти, попытки выбраться. Леметр заставляет читателя сопереживать Алекс. Ровно до того момента, пока Алекс не выбирается на свободу. И (вот первый крутой изгиб) Алекс оказывается серийной убийцей (а ее похититель - отцом одной из ее жертв), которая продолжает заниматься своими "подвигами". И только читатель привыкает к этой мысли, как сюжет совершает следующий изгиб - Алекс кончает жизнь самоубийством.
Чтобы сконцентрироваться на Алекс, номинальный главный герой серии Верховен задвинут на задний план. И большую часть романа кажется, что он вообще здесь не очень нужен. (Особенно, когда Верховен сосредоточен не на расследовании, а на картинах матери.) И только в третьей, финальной, части романа, Верховен выходит на первый план. Точнее, так кажется - до самого конца романа всё идёт по плану Алекс, а Верховен так и остается болванчиком, идущим туда, куда его ведут.
По сравнению с другими популярными современными французскими детективщиками, Тилье и Гранже, Леметр пишет не так сухо, более размашисто и ярко, но при этом нет такой сконцентрированности на деталях - особенно это заметно при описаниях полицейской работы. А вот что роднит Леметра с этими двумя товарищами - такой же натурализм в описаниях, который редко встречается у писателей других стран.
Роман страдает некоторыми длиннотами, особенно в середине романа, но навороченный сюжет это компенсирует. Из "детективных" романов Леметра - этот лучший, хотя и остальные держат уровень.
(И да, опубликованная через полтора года после "Алекс", "Исчезнувшая" Флинн довольно нагло использует некоторые идеи из романа Леметра.)

8 / 10