вторник, 3 апреля 2018 г.

Эл Робертсон - 2015 - Взломанные небеса

Эл Робертсон - Взломанные небеса
Al Robertson - Crashing Heaven
2015
Англия
Фантастика
2016, Азбука
Серия “Звезды Новой Фантастики”
384 стр., суперобложка
Формат:  60x90/16 (145x215 мм)
Тираж: 3000 экз.
ISBN: 978-5-389-10257-6

Первый роман Робертсона, первый роман серии "Station", вышедший 18 июня 2015 года.
Солдат возвращается с войны в свой город. Он болен, и жить ему остается несколько месяцев. Встречается с бывшей любовницей, кабацкой певицей. Встречается с бывшим другом, мужем любовницы. Возобновляет расследование дела об убийстве, которое начал перед уходом на войну, семь лет назад.
Отличный нуар. Прям по учебнику. Вот только любовница и ее муж давно мертвы, а умрет солдат из-за того, что его тело захватит подселенный ему в мозг искусственный интеллект. И действие романа происходит не на этой планете.
Робертсон до выхода своего первого романа лет десять разминался рассказами, а "Взломанные небеса", несмотря на то, что его сразу объявили первым романом серии, получились полностью законченным произведением. В современных книжных реалиях, когда каждый безвестный новичок сразу стартует с планами "я эту историю сумею уместить в восемь трилогий", подход Робертсона вызывает уважение.
Ничего особенного Робертсон не изобретал, просто грамотно перетасовал идеи старших товарищей - нуарные книги Хэммета и иже с ними, идеи про ИИ Уильяма нашего Гибсона, и вселенную "Матрицы".
Собственно, мир Робертсона - это вывернутый наизнанку мир "Матрицы". Что было бы, если бы люди, подключенные к Матрице, не только знали об этом, но и всячески приветствовали? Человечество по Робертсону живет на небольшой космической Станции, каком-то оборудованном для жизни астероиде, потому как Земля давно уже уничтожена. И все люди подключены к общей сети, которая хоть как-то раскрашивает их жизнь. Что видит человек без сети - грязные улицы, безвкусная еда. Сеть добавляет людям ярких красок, вкуса пищи, и прочее. Потому жизнь вне Матрицы для обитателей Станции кажется невозможной. Понятно, чтобы такое было возможным, человеческий мозг должен уметь выполнять компьютерные программы.
И, кстати, о программах. Правят станцией могучие ИИ, называемые богами. (Привет, Гибсон.) Корпорация богов называется Пантеон. Боги поделили всё населения меж собой, и управляют, курируют, наставляют каждого человека на Станции. Хреново у них там с атеизмом, раз каждый постоянно видит перед собой своего бога. Еще боги владеют всем программным обеспечением на Станции, и люди не могут купить себе никакую программу, а только взять ее в аренду. Чтобы было понятно, программы составляют огромную часть любого человека, от игры в футбол до рабочей профессии, потому никуда людям от богов не деться.
Часть свободных программ вырвались когда-то из под контроля богов и откололись от Станции. Сообщество свободных программ стало называть себя Тотальностью. Пантеон объявил Тотальности войну. Именно с этой войны вернулся главный герой романа, Джек Форстер.
Чтобы воевать со свободными программами, Джеку семь лет назад внедрили в мозг "паяца" - ИИ с набором боевых программ. По истечении срока лицензии, "паяц" возьмет под контроль тело Джека - и до этого момента остается несколько месяцев после возвращения Джека на Станцию. Вот Джек и тратит последние недели своей жизни, чтобы расследовать старое убийство, которое он когда-то не успел раскрыть.
А помогут ему в расследовании фетчи. Раз уж люди на Станции состоят, в том числе, из внедренного им в мозг программного обеспечения, то их "жесткие диски" не исчезают после смерти физического тела, а отправляются в специальное пространство, под названием "Гробовые драйвы". И с "драйвов" их можно выдернуть в мир живых. Сознание умершего тела и называется "фетч". На станции фетч штука достаточно распространенная - родители живут с умершими детьми, супруги постоянно вызывают свои погибшие половинки. Ну а Джек пользуется фетчами, чтобы раскрыть старое убийство.
Расследование в книге довольно вялое, а примерно с середины полностью понятно куда ведущее. Игры богов Пантеона, которые манипулируют Джеком ради своих профитов. Ну да фиг с ним - от Хэммета и Чандлера здесь только манеры, но не маневры. Но. Во-первых, мир романа, хоть и сотканный из чужих идей, получился очень интересным. А интересный мир в современной литературе уже большая редкость. Во-вторых, Робертсон интересно пишет. Джек и его паяц получились на отлично. Паяц ведь обладает разумом, и всю книгу в голове Джека идут диалоги, споры, ругань между двумя персонажами - самим Джеком и его паяцем. Такая вот научно обоснованная шизофрения.
Итого. Отличный роман дебютанта. Обычно, но приятно читаемая, развлекаловка. Плюс интересные идеи в устоявшемся болоте современной фантастики.
Через год в Забугории вышел второй роман Робертсона, "Waking Hell". Судя по тому, что на русском его даже не обещают, то продажи "Взломанных небес" издательство не устроили. Жаль.

8 / 10