понедельник, 16 апреля 2018 г.

Iron Maiden - 1981 - Purgatory 7"

Iron Maiden
Purgatory 7"
1981
Англия
2014, Parlophone ‎2564625171
6:29
Heavy Metal
discogs

1. Purgatory
2. Genghis Khan
Пятый официальный сингл Iron Maiden, вышедший 15 июня 1981 года.
(Я в курсе, что считать синглы у Мэйденов можно по разному, и "Purgatory" может оказаться и седьмым, и восьмым, и так далее, синглом, но в официальной дискографии он числится под номером 5.)
Что можно сказать за сингл? Если вкратце, то "Purgatory" - единственный сингл за всю историю Мэйденов, который не смог попасть в английский Топ-50, тормознув на подступах к этой цифре. Причины этого, в общем-то, понятны. Сингл вышел через три месяца после альбома "Killers" и содержал две песни с этого альбома, в альбомных же версиях. То есть никакого стандартного би-сайда, никакого эксклюзива. (Хотя там была история, что первый тираж винилов "Killers" был запорот, так что пока тираж отзывали, пока новый тираж в продажу запускали, так что сингл на деле вышел немногим позже альбома. Но всё равно позже.) Фанаты за такое чудо отрицательно проголосовали английским фунтом, а Iron Maiden сделали для себя выводы и долгие годы не повторяли таких курьезов с синглами.
Еще "Purgatory" стал последним официальным релизом группы с Полом ДиАнно на вокале - через три месяца после выхода этого сингла, в сентябре 1981 года, Полу указали на дверь и в группу пришел Брюс Дикинсон.
С обложкой сингла была связана примечательная история. Художник Дерек Риггс нарисовал для сингла обложку, но она так глянулась группе, что ее было решено оставить для следующего полнометражника. В результате этот рисунок Риггса стал обложкой альбома 1982 года "The Number of the Beast". А для "Purgatory" Риггс в авральном темпе нарисовал новую обложку. Получилось, чесговоря, не очень - какая-то безыдейная мазня, простое смешение Эдди и дьявола. По сравнению с другими обложками Риггса, высоко-детализированными или сюжетными, эта совсем ни о чем.
(Впрочем, в некоторых биографиях группы эту историю рассказывают по другому. Историю с обложкой "The Number of the Beast" никто не отрицает, но говорят, что замена была не с этим синглом, а с синглом "The Number of the Beast", на обложке которого в итоге появилась картинка с Эдди, держащем в руке оторванную голову дьявола.)
История издания у сингла простая. Оригинальное издание в 1981 году - стандартная сорокопятка. Переиздание в составе "The First Ten Yers" в 1990 году: на CD вместе с EP "Maiden Japan" или таким же составов на двух винилах. С этими винилами смешно получилось. Винилы были в двух вариантах. Оба варианта были 12-дюймовыми, но первый был на 45 оборотов, поэтому обе песни с "Purgatory" уместили на одну сторону первого винила, а остальные три стороны занял "Maiden Japan" и "Listen with Nicko!". А вот второй вариант был на 33 оборота, и потому "Maiden Japan" и "Listen with Nicko!" заняли свой блин, а "Purgatory" свой. Вы только представьте себе - 12-дюймовый блин, на каждой стороне которого записано по одной трехминутной песне, на 33 оборотах. Вот это то, что я называю шедевром технической мысли. И в 2014 году, в рамках запуска полного переиздания архивов Мэйденов на винилах, "Purgatory" попал в первую волну переизданий и был выпущен, как репринт оригинальной соропятки в октябре 2014 года. На всякие сборники синглов песни с "Purgatory" не включались по причине отсутствия эксклюзивности материала. Я себе купил издание 2014 года - понятно, что забугорное.
Новое издание довольно точно воспроизводит оригинал, лишь убрали логотипы EMI c задника и яблока (с EMI группа ушла в 2012 году, и это издание делал Parlophone). Но. Обратите внимание на цифры "5184" на заднике и яблоке - это оригинальный каталожный номер этого сингла от EMI, и этот номер из оформления решили не убирать. Еще добавили свежие копирайты Parlophone, выбивающиеся из оформления. Кстати, на виниле стоит копирайт за 1982 год - не знаю, откуда он взялся, я не слышал о переиздании сингла в этом году. Да и с чего бы группе переиздавать неудачный сингл через год? Скорее всего, опечатка.
Про песни на сингле даже и говорить не буду. Две композиции - одна песня, одна инструменталка. Не очень понимаю выбор этих конкретных композиций для сингла, я вот на "Killers" сходу могу вспомнить пяток песен, которые мне нравятся больше, чем эти. Но есть нюанс - у Мэйденов до 1983 года в принципе порожняка на альбомах не было, так что и эти композиции весьма достойные.
А вот на звуке стоит остановится подробнее. Начиная с 1998 года записи Iron Maiden издаются исключительно в виде ремастеров. Причем эти ремастеры такого хуевого качества, что разницу может услышать каждый - если, конечно, не слушать музыку через колонки Genius за 300 рублей. Мне повезло - я успел купить почти всех Мэйденов до прихода этих ремастеров, в основном, на пиратках. И все попытки легализовать коллекцию с тех пор натыкались на то, что в продаже нет записей группы с приличным звуком - по всему миру издают только эти блядские ремастеры. Так что только б/у-диски на всяких интернет-барахолках, чаще всего по не смешным ценам. А вот при выпуске винилов в 2014 году группа анонсировала, что ремастеры 1998 года предаются анафеме, и что звук на всех альбомах и синглах будет восстановлен по оригинальным мастер-лентам. Я, собственно, этот сингл покупал первым из серии переизданий - проверить, пиздят или нет про звук. Так вот, не пиздят. Может какие профи и найдут на этих новых записях какие-то огрехи, или какую-то ненужную компрессию, но, ять, по сравнению с тем говном, что продавалось под именем Мэйден последние десятилетия, это просто небо и земля. Такой вот дикий кайф, когда даже лень блин на вертушке переворачивать, и ты десять раз подряд слушаешь "Genghis Khan". Давно забытые ощущения из детства - незамутненный восторг от прослушивания музыки. Я вот тогда понял, что эти переиздания винилов надо собирать дальше.
Оценку здесь ставить глупо, потому как субъективно это "10", а любые недостатки просто не замечаются. Оставлю б/о.