вторник, 10 апреля 2018 г.

Убийство в "Восточном экспрессе" (Murder on the Orient Express) (2017)

Убийство в "Восточном экспрессе"
Murder on the Orient Express
2017

Пятая экранизация одноименного романа Кристи. Первая была в 1974 году (отличный фильм Люмета), потом ТВ-фильм в 2001 (не смотрел), затем в рамках сериала с Суше в 2010 году (плохо) и в 2015 году был еще японский тв-фильм (очень плохо).
На самом деле Кеннет Брана молодец хотя бы за идею. А то ведь, судя по тому, как набросились на фильм разнообразные критики, в Голливуде каждый день выходят экранизации старушки Кристи. Проверьте свою память - попробуйте вспомнить последнюю экранизацию Кристи на больших экранах в Америке. Вспоминать придется долго, потому как последние такие экранизации были еще в 80-х. (Все вышедшие с тех пор экранизации - это сериалы, телевизионные фильмы или неамериканские постановки.) Так что то, что Брана сумел протащить Кристи на большие экраны спустя столько лет - это уже позитив. Еще позитива добавляет то, что фильм отбился в прокате и принес прибыль, и что продюсеры дали отмашку на съемку продолжения. Больше Кристи, хороших и разных.
На самом деле, камерную историю про ограниченное пространство, минимум действия и один труп, не так просто сейчас продать. А вот историю о том, как убийство Джека Воробья расследует профессор Локонс, а в подозреваемых у него куча других известных персонажей, можно попробовать продать. И этот пункт создатели фильма достойно закрыли, позвав кучу известных актеров (а поскольку большинство из них известны в прошлом, а не в настоящем, то и обошлась вся эта компания не так дорого, и бюджет не был раздут).
Чего еще? Еще позвали сценариста Майкла Грина, не то, чтобы очень хорошего, но как минимум модного. (Его участие в написании сценариев к последним "Чужим", нового "Бегущего по лезвию", и "Логана", как бы намекает, что дядька нарасхват.) Грин поковырялся в исходном тексте, и выдал что-то "по мотивам". Не, основные сюжетные линии и ходы сохранены, и если плохо помнить оригинал, то можно ничего и не заметить. Придумал новое вступление про Пуаро в Иерусалиме (в романе Пуаро уезжал из города Аллепо, что в Сирии - знакомое теперь всем название, да?), подрезал участие одних персонажей, увеличил присутствие других. Чуть поигрался с их характерами. Чуть изменил места действия - некоторые сцены, которые в романе были внутри поезда, вынесены на свежий воздух, и у Грина поезд застрял в другом месте. Ну и так еще, по мелочи. Осталось главное - "Восточный экспресс", мертвый Рэтчетт, расследование Пуаро, и те же убийцы, что в романе. Остальное не так важно.
Изменения же в характере и внешности Пуаро лежат целиком и полностью на исполнителе этой роли. Потому как роль Пуаро режиссер Кеннет Брана взял себе. Наверное, зря, но что есть, то есть. Получился Пуаро, с типажом отставного военного, нелепыми усами и диким акцентом. И совсем не похоже на книжный прототип. Критики на таком образе Пуаро аж отоспались. Но позвольте. Идеальный киношный Пуаро уже был - его много лет играл Дэвид Суше. Зачем же повторять такого Пуаро еще раз? А у Брана получилась вполне достойная новая трактовка образа - и если не сравнивать постоянно образ Брана с предшественником (не те усы, не тот рост, не тот объем талии), то получилось у него вполне достойно. Единственное, что царапало мне мозг при просмотре этого фильма - слишком большая живость Пуаро, его умелое обращение с тростью, взлом двери и даже беготня за подозреваемым. Еще бы чуть-чуть и такой Пуаро овладел бы кунг-фу не хуже Нео, но, к счастью, эту черту создатели фильма не пересекли. И да, по книгам Пуаро не чужд самолюбования, но Брана гиперболизировал эту его черту характера.
А вот с другими наездами на фильм я согласен - по поводу Пенелопы Крус и Лесли Одома. У Кристи все действующие лица были белыми. Ладно, решили создатели фильма разбавить европеоидов другими национальностями - хрен с ними. К Крус вообще вопросов нет - была няня шведка, стала испанка. Пофиг. А вот с Одомом ребята перегнули. И дело не в том, что он негр, дело в том, что он играет роль доктора и бывшего военного. В начале тридцатых негр - доктор и бывший военный? Ну-ну. Ну если хотели вы вставить в фильм негра, то дали бы ему роль брата погибшей горничной или шофера Армстронгов, это было бы логично. На хрена ему давать роль Арбэтнота, который в книге был отставным полковником британской армии? (Эти персонажи привнесли в сценарий еще терки о расах, что тоже раздражает.)
От холодности характеров оригинального романа в фильме тоже мало, что осталось. В фильме персонажи ругаются, истерят, кричат, а Пуаро подает себя так, будто читает монолог Гамлета со сцены театра "Глобус". О, точно. Брана же театрал, и экранизировал "Гамлета" и еще несколько шекспировских пьес. Тады всё встаёт на свои места - Брана играет Пуаро, будто Гамлета, а остальные ему подыгрывают. Это, да еще всевозможные аллюзии на библейские темы искупления (я думаю, что финальную сцену перенесли из ресторана в туннель только потому, что в туннеле можно было всех рассадить как в "Тайной вечере", а Пуаро со своим "убейте меня" примеряет на себя совсем другую роль).
Что в фильме однозначно хорошо, так это операторская работа. При съёмках в поезде не так много ракурсов можно изобрести, но здесь оператор расстарался. А вид сверху, при вскрытии купе Рэтчетта, запоминается надолго.
Итого. Нормально получилось. Какие к фильму могут быть претензии? Что-то не так, как в романе. Да ну нафиг, роману уже 80 с лишним лет - и при уже пятой экранизации романа можно что-нибудь по мелочи и поменять. Не лазерами же из глаз тут стреляют, в конце концов. Не такой Пуаро? А мне понравился. Просто надо из головы выкинуть Суше и посмотреть на нового Пуаро не предвзято. Есть в фильме огрехи, как без них (Одом), но есть и отличные актеры и отличные съемки. Так что я жду теперь новой экранизации Кристи от Брана.

8 / 10

США
20th Century Fox
Детектив
114 минут
Режиссер: Кеннет Брана
Сценарий: Майкл Грин

В ролях: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Джонни Депп, Уиллем Дефо, Мишель Пфайффер, Том Бейтман

Комментариев нет:

Отправить комментарий