понедельник, 21 мая 2018 г.

Матс Ульссон - 2016 - Когда сорваны маски

Матс Ульссон - Когда сорваны маски
Mats Olsson - I de bästa familjer
2016
Швеция
Триллер
2017, Азбука
Серия "Звезды Мирового Детектива"
352 стр., суперобложка
Формат: 60х90/16 (145х215 мм)
Тираж: 2000 экз.
ISBN: 978-5-389-09776-6

Второй роман из цикла о Харри Свенссоне, вышедший в мае 2016 года.
Тот случай, когда автор тщательно вычищает огрехи первого романа, добивается в этом определенного прогресса, но при этом добавляет не меньшее количество новых косяков.
Первый роман Ульссона о Харри Свенссоне, "Наказать и дать умереть", был плох. Затянутый, распыляющийся на мелочи, перегруженный ненужными персонажами, со слабой детективной интригой, от которой герои к тому же постоянно отвлекались. Ульссон взялся всё это исправлять. Первый роман был чрезмерно большим для такой истории? Второй на четверть короче. В первом романе слишком много места уделялось ненужным разговорам о еде и музыке? Во втором это тоже есть, но во вменяемых количествах. Было множество левых персонажей? В этом романе их меньше не стало, но все они, так или иначе, пригодятся для сюжета. В первом романе расследование было вялотекущим - только когда у Харри на него было время - и события растянулись больше, чем на год. В этом романе все события происходят в течении одной недели. Было чрезмерное выпячивание и концентрирование на БДСМ-овских наклонностях Свенссона? За этот роман он только пару раз об этом вспомнил. Так что Ульссон работу над ошибками провел. Другое дело, что стало лучше ненамного.
Сюжет. Молчаливая девочка Эмма (которая была одним из ненужных персонажей первого романа, непонятно зачем введенная в сюжет) бежит от каких-то дядек и укрывается в доме Харри Свенссона. Свенссон прячет Эмму в доме друга и начинает расследование - что и кому понадобилось от ребенка.
Несмотря на то, что роман у Ульссона получился очень бодрым, с несколькими ударными эпизодами, автор банально переборщил с впихиванием невпихуемого в тонкую книжку. Вот семья местных олигархов, завязанных на политиков. Они нацисты, и занимаются наркотиками. Вот сын этих олигархов, и сам олигарх - занимается мутным бизнесом с русскими бандитами (о, да). Вот жена олигарха-младшего, со своими планами и идеями насчет русских бандитов. Вот банда байкеров, завязанная на олигархов, они людей убивают. И не только они. В конце романа все они получают по щам. 
Э-э, а Эмма? А хрен знает. То есть понятно, что ее отца убили, а мать упрятали в дурку люди, связанные с олигархами, но если бы автор объяснил, из-за чего собственно сыр-бор, то было бы значительно проще. К чему были такие сложности и какую делянку они делили. Или автор всерьез решил отделаться мутными объяснениями, что куча олигархов убивали людей из-за теплицы с травой? Пока читаешь, то внимания не обращаешь, что автор чуть не каждую страницу добавляет на страницы злыдней, и как мантру повторяет "они сволочи, сволочи, сволочи". Но когда книга заканчивается, то остается уйма вопросов. Главный из которых заключается в том - а что всё это было? Понятно, что "они сволочи", но зачем им всё это понадобилось, можно было объяснить, не? В таком виде - просто движуха ради движухи, не более.
Мутный роман, который смотрится выигрышно только на фоне своего предшественника. Нормальное повествование Ульссон уже освоил, теперь осталось дождаться, когда он освоится со сложносоставными сюжетами.

6 / 10