понедельник, 2 июля 2018 г.

Mortiis - 1994 - Født Til Å Herske

Mortiis
Født Til Å Herske
1994

Норвегия
2007, Earache Records MOSH229CDL - СОЮЗ
52:57
Ambient
discogs

1. Født Til Å Herske 1
2. Født Til Å Herske 2

У меня иногда бывает так - делаешь про какое-нибудь название зарубку в памяти, чтобы не забыть. А потом не фига не можешь вспомнить - со знаком плюс была эта зарубка, или со знаком минус. Вот и с этим диском у меня так получилось. Увидел в магазине когда-то диск Mortiis - и вот точно помню, что я о нем что-то слышал, и специально задержал в памяти это название, но по какой причине - вспомнить так и не смог. Купил, принес домой, включил в проигрыватель и вот тогда вспомнил, что зарубка в памяти была с пометкой "ни в коем случае не покупать".
Mortiis, в миру Хавард Эллефсон, чаще всего упоминается как басист Emperor. Сейчас уже неважно, что Хавард участвовал всего лишь в записи пары демок и одного миньона этой группы - прикоснулся к легенде, так уже не отмоешься. В 1993 году Хавард дал показания против Варга Викернеса, и во избежание последствий, свинтил из Норвегии в Швецию. Вот там Хавард и занялся электронной музыкой.
"Født Til Å Herske" был первым альбомом Mortiis, записанным в конце 1993 - начале 1994 годов в Швеции. (До этого, летом 1993 года, еще был записан альбом "The Song of a Long Forgotten Ghost", но то была демка, имевшая хождение только на кассетах. На CD эта запись была издана только в 2011 году, и теперь этот альбом стали называть дебютом Mortiis.) Хаварду тогда было 18 лет.

Альбом первоначально вышел на крошечном немецком лейбле Malicious Records. На CD и винилах. (Винилы были нескольких цветов, но все копеечным тиражом.)

В 1996 году Хавард переиздал альбом на виниле, на своем персональном лейбле Dark Dungeon Music. Это издание отличалось обложкой.

В 1997 году Хавард опять переиздает альбом, на этот раз на CD. И снова с новой обложкой.
В 1999 году Mortiis подписался на Earache. В том числе лейбл переиздал и "Født Til Å Herske". Фактически это было первое издание альбома нормальным тиражом, а не самиздат или дремучий андеграунд.
В 2002 году альбом официально вышел в России - издал "Союз" по лицензии Earache. (С третьим вариантом обложки.)
В 2006 году Earache в очередной раз переиздал альбом - на этот раз ремастированную версию. Издание было в стекле, но со слипкейсом. (На слипкейсе был очередной новый вариант обложки. Это тот, что вверху поста.) А в 2007 году альбом второй раз вышел в России - всё тот же "Союз" издал ремастированную версия, также со слипкейсом.

А в 2017 году альбом в очередной раз переиздали - на этот раз американская фирма Foreign Sound. И с очередной новой обложкой.
Я себе купил когда-то издание "Союза" 2007 года.
Оформление. Джевел. Слипкейс. На слипкейсе с одной стороны черная обложка с кругом. С другой только треклист (из двух позиций), желтым на черном фоне. Буклет на четыре страницы. В буклете есть обложка от оригинального издания 1994 года, на развороте фотография замка с издания 1997 года, а также информация о записи и история Mortiis, написанная английским журналистом Томми Удо. На инлее повторяется желтый круг со слипкейса. На заднике еще одна фотка Хаварда в доспехах и текст песни.
Слушаем. На альбоме два трека, но это одна длинная композиция на 53 минуты - а такое разбитие на первую и вторую части связано с виниловым прошлым альбома. Рецепт записи альбома очень простой. Внимайте. Зажать несколько клавиш на синтезаторе. Держать, не отпуская, 53 минуты. Альбом готов. Чтобы слушатели не побили за такую муру, кое-где украсить ее простой мелодией, сыгранной на том же синтезаторе - ничего особенного, простая последовательность из нескольких нот, повторяемых до одурения. Во второй половине альбома, о чудо, появляется что-то свежее - какая-то разновидность горлового пения, которая выводит всё ту же "мелодию" из нескольких нот. И чтобы создать подходящее настроение у слушателя, толкнуть глубокомысленную речевку на норвежском.
Это даже не минимализм, это примитивизм. Простой, как три копейки, и без какой-либо работы над звуком. Никаких звуковых эффектов, никакого подбора звучания. Просто чувак с дешевым синтезатором.
Забавно читать отзывы на этот шедевр. Кого-то он поразил темной аурой, кого-то средневековой атмосферой, кого-то сказочным духом. И прочее, прочее, прочее. Фиг знает, я вот из тех, кого этот минимальный набор звуков вообще ни разу не поразил. Пустышка она и есть пустышка.

1 / 10